Публицистический функциональный стиль

Публицистический стиль связан с широким спектром общественных занятий и интересов, практическими, политико-идеологическими и культурными отношениями, с узнаванием и осмыслением лиц и событий, формирующих облик сегодняшнего дня. В идеале, он выступает одним из объединителей нации, способствует воспитанию гражданских чувств человека, развитию его кругозора. Автор публицистического текста - это человек социальный, облечённый моральной ответственностью, действующий с позиций общественных интересов. В то же время это индивид, человек частный, он выступает от своего имени, опирается на свои взгляды и опыт.

Название стиля - публицистический (от лат. - общественный) - связано прежде всего с его содержательной стороной: это стиль, посвященный обсуждению общественно значимых вопросов. В то же время можно прочесть в нём указание на коммуникативную рамку высказывания. Публицистический стиль характеризуется массовой адресованностью, недаром стали употребительны термины-синонимы средства массовой информации (СМИ) и масс-медиа. Точка зрения автора, как правило, является выражением коллегиального взгляда средства массовой информации (газеты, журнала, телевизионного канала) на представляемый предмет.

В соответствии с развитием средств коммуникации, укреплением промышленного способа производства и распространения информации состав публицистического стиля всё усложняется. Современные каналы коммуникации обеспечили возможность массового использования устной речи (радиопублицистика), соединения визуального и вербального компонентов (поликодовый феномен телепублицистики), наконец, соединения массового и личного общения в интерактивном взаимодействии (интернет-публицистика). Электронные СМИ открывают общий доступ к актуальной информации, формируют общемировое информационное поле, которое обладает колоссальной силой воздействия на общество. Соответственно, формируется массовое культурное сознание, неизбежно упрощённое и усреднённое. Массовая коммуникация порождает массовую текстовую культуру - общедоступную, отодвигающую многие эстетические ценности в угоду товарным качествам интеллектуального продукта: его новизне, соответствию моде, востребованности.

Публицистика находится в постоянном диалоге людей и идей. Монологичность советского публицистического текста, в котором декларировалась определённая идеологически выдержанная мысль, ушла в прошлое. В постсоветское время основной российской тенденцией общественных процессов является замена монолога диалогом. Диалогичность как фундаментальное качество публицистики предполагает постоянный учёт точки зрения адресата и совместное с адресатом речевое продвижение автора к цели общения. На первый план выдвигаются диалогические жанры, интервью отодвигает значимость очерка. Современная публицистика личностна, проявления авторского Я журналиста правомерны и естественны, и результативность воздействия на чужое мнение повышается за счёт эмоциональной подпитки оценок, причём оценки эти открыты и социальны. Сквозная открытая оценочность в публицистике - постоянная величина; то же плюс личный характер экспрессивности - типичная черта публицистики нынешней.

В информационном отношении публицистический стиль гораздо конкретнее, чем научный или официально-деловой. Для журналиста представляет интерес любое явление, если оно отвечает требованиям актуальности и новизны или актуальному поводу. Особенно важное место отводится идеологии и политике. Общая социальная роль публицистики - служить формированию общественного мнения по поводу реальных событий, ситуаций и лиц, заслуживающих внимания общества, а также воздействовать на сложившееся общественное мнение. В центре внимания - актуальное событие и конкретный человек, его поступки, решения, взаимодействие с другими людьми. Особым предметом является историческое событие, научное открытие или культурное достижение прошлого. Информационным поводом при таком выборе служит дата, напоминающая о них, а целью - популяризация отечественной и мировой пауки и культуры. В отображении любой темы журналистика фактографична, и хотя здесь постоянно идёт поиск социальных типов и общих проблем, этот поиск базируется на реальных фактах жизни. Объективность сообщения о событии является принципом информационной журналистики.

Обобщённо, публицистические тексты должны содержать в себе представление и осмысление всего происходящего в мире с позиций общественного блага, истины и справедливости. Это идеал. Реально публицистика демонстрирует далеко не только стремление к нему, она представляет собой арену борьбы идей, утверждения власти и противодействия ей, добросовестных заблуждений и обдуманной манипуляции общественным мнением, словом, весь спектр общественных отношений, все позиции, в том числе общественно осуждаемые. Существенно также, что любой факт действительности оценивается здесь прежде всего с позиций новизны и увлекательности для читателя, зрителя, слушателя. Гармоническое сочетание этических норм и установки на увлекательность удаётся далеко не всегда, желание привлечь внимание и нацеленность на внешний интерес нередко перекрывают как интеллектуальные, так и этические задачи. Сенсационность застит глаза многим периодическим издания, принося им немалый материальный успех и одновременно реализуя "игру на понижение", т.е. размывание нравственной платформы общества и пренебрежение к интеллекту. Многое определяется товарным характером информации в современном мире и насилием массовой культуры, так что действительность современной публицистики от идеала далека.

Речевой строй публицистического стиля определяется особенностями производства текстов (информация должна быть вербализована по законам жанра и передана адресату быстро, иногда в предельно сжатые сроки), а также установкой публициста на обращение не только к разуму, но и к чувствам своего адресата. С этими двумя факторами связан конструктивный принцип стиля: сочетание стандарта и экспрессии. Обширный набор речевых клише составляет необходимую черту стиля и его норму. Это не ново: каждый функциональный стиль характеризуется набором собственных речевых стандартов, однако только публицистический уравнивает в правах функции информирования и воздействия и располагает клишированными способами выражения того и другого. Информационная достоверность определяется аргументированностью высказываемых положений, опорой на терминологию отображаемой сферы деятельности, детальным описанием фактов.

В области воздействия публицистика находится в состоянии непрерывного поиска и, в настоящее время, почти полного отсутствия стилистических ограничений. О. А. Лаптева пишет: "Принцип газетного языка такой: в нём можно всё. И это "всё" образует подсистему". Строже говоря, эстетическим ориентиром публицистической речи является стилистическое многообразие. Нормой современной публицистики является сочетание двух речевых стихий: книжно-письменной и устно-разговорной (причём в рамках широкого понимания разговорной речи). Привлекательность и воздействующая сила речевой естественности используются здесь в полной мере, тем более что последняя обеспечивает доступность изложения. Разные цели воздействия (убеждение, агитация, развлечение) соотносятся с разным набором применяемых для этого языковых средств. Сближение дистанции с адресатом, направленность на свободное и хлёсткое оформление мысли, склонность пройти по грани литературности с привлечением жаргонных и просторечных средств характерны для многих изданий и авторов. Не отторгается также традиционно книжная экспрессия (высокая лексика, тропы и фигуры речи).

Публицистический стиль относится к книжным стилям речи, наряду с научным и официально-деловым. Действительно, для газетно-журнальной его разновидности характерно преобладание письменной формы реализации и соответствующих ей средств языкового оформления. По радио- и телепублицистика, во многом сохраняющие опору на первичный письменный текст, реализуются в устном виде и ориентированы па диалог. Здесь формируются гибридные жанры публицистики. В целом можно констатировать, что для публицистического стиля характерен синтез книжных и разговорных средств, рациональных и эмоционально-экспрессивных единиц и структур.

В зависимости от степени значимости стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте публицистический стиль было принято делить на два подстиля: официальный (сугубо информационный) и неофициальный, имеющий признаки художественной и разговорной речи. Более современный подход связан с его делением на три подстиля (жанровых типа). Это, во-первых, информационный подстиль с такими жанрами, как информационная заметка, корреспонденция, репортаж; во-вторых, аналитический подстиль, к которому относятся такие жанры, как проблемная статья, политическая программа, аналитический комментарий, интервью, открытое письмо, рецензия, мониторинг; в-третьих, художественно-публицистический подстиль с жанрами очерка, памфлета, зарисовки, эссе. Основанием данной классификации является логическое решение текста и его эстетическая программа. В то же время обе классификации не противопоставлены друг другу, а взаимно дополнительны. Информационный и аналитический подстили характеризуются доминированием функции сообщения, что повышает роль стандарта, официальности; художественный подстиль выдвигает на заметную роль экспрессию, не устраняя при этом стандартно-информативной программы.

Отдельного замечания заслуживает формирующийся в радио-и телепублицистике фатический способ общения. Это дискурсивное выражение подчеркнуто бытовой манеры и сближенной до предела дистанции с молодёжным адресатом стоит вне всех названных подстилей. Здесь явственно наложение публицистического и разговорного стилей, но дело не только в этом. Неподготовленная неофициальная речь ведущего программы, обычно музыкальной или игровой, очерчивает "свой круг", в котором действует внутренний распорядок общения: применяются неофициальные имена, молодёжный жаргон, просторечие; идёт разрушение культурных запретов, господствует тотальная ирония. Это голос молодёжной субкультуры, получившей в настоящее время относительное стилевое признание.

Публицистический стиль нельзя отождествлять с полным составом печатного издания, корпуса программ телеканала и т.д. В "сверхтексте" газеты или журнала встречаются иностилевые произведения. Если, к примеру, "Российская газета", будучи официальным органом печати при правительстве, публикует тексты официальных документов или "Литературная газета" -художественные тексты, то эти тексты не становятся публицистическими. Они лишь квартируют на страницах периодического издания, обеспечивающего доступ широкого адресата к этим документам или художественным произведениям. Текстовая продукция радиостанции или телеканала также складывается не только из публицистических речевых произведений. Интернет, с его безграничными возможностями, всё же остаётся лишь каналом коммуникации, техническим приспособлением, правда, настолько ёмким и мощным, что позволяет вместить в себя всю функционально-стилевую систему. Публицистический стиль выделяется по совокупности стилеобразующих факторов и обусловленной ими интралингвистической общности, а условия производства, канал передачи и потребления информации не настолько влиятельны, чтобы существенно развести между собой большинство жанров данной разновидности литературного языка. Понятно, что радио- и телеречь будут обладать более сильными признаками устности, а дискуссия на интернет-форуме - увеличением признаков разговорности, но основ публицистики как социально значимой открыто оценочной информативно-воздействующей речи это не колеблет.

Проблематичен лишь функциональный статус рекламного текстотипа. Рекламные тексты, безусловно, сродни публицистическим по сочетанию информативной и экспрессивной функций, по фактологичности, открытой социальной оценочности, массовой адресованность. Однако современная реклама приобрела много особенностей. Во-первых, она нацелена, преимущественно, на создание поликодового текста (использует не только вербальный, но и зрительный, слуховой, сценарный коды). В связи с этим реклама становится особым типом информационно-производственной деятельности. В недрах этой деятельности сформирована профессиограмма специалиста по рекламе, который должен сочетать в себе креативного текстовика, стилиста-филолога, социального психолога, экономиста, а иногда сценариста и режиссёра. Во-вторых, существенно расширилось поле приложения рекламы: она приобрела огромный размах не только в коммерческой, но и в политической, и в социальной сферах. Рекламируются товары и услуги, политические программы и субъекты, социальные идеи и проекты. В-третьих, в рекламе тщательно прорабатываются социально-экономические и прагматические аспекты. Рекламный текст точнейшим образом просчитывается в плане воздействия на адресата (гипотетическая аудитория рекламы делится по полу, возрасту, образованию, роду занятий, ценностным предпочтениям, достатку). Все вербальные, визуальные, аудиальные средства воздействия тщательно отбираются под углом зрения прагматической целесообразности. Воздействие в рекламе носит практический характер: оно направлено на побуждение к конкретному действию, запланированному рекламодателем.

Современная реклама превратилась в социальный институт, который не только занимается продвижением товаров и услуг на рынке, по и пропагандирует ценности и установки общества потребления на основе категории успешности. Реклама претендует на роль влиятельной силы общества. В условиях избытка информации при дефиците знания, характеризующих современный мир, её влияние на систему ценностей личности и общества действительно велико. При этом реклама скрывает свои истинные собственно практические цели и декларирует цели социальные, этически безупречные (всестороннюю заботу о человеке). Возникающие при этом диссонансы снимаются различными манипуляциями: реклама прибегает к внушению, умело играет на интересах, приоритетах, человеческих слабостях адресата.

Вербальный рекламный текст, с одной стороны, жёстко ограничен в плане формы (он должен быть кратким, ясным и доходчивым), с другой - реклама находится в постоянном поиске новых идей и средств выразительности, и нет такой языковой формы, структуры, приёма, речевого типа, которые не эксплуатировались бы здесь в целях влияния.

Ценностный базис и многосторонний характер деятельности, примат экономической выгоды, технологичность процесса создания поликодового текста, огромная общая текстовая масса и наличие круга специалистов, производящих её, всё больше выдвигают рекламный дискурс и текст на самостоятельное положение в системе функциональных стилей речи. Такое предложение уже прозвучало[1].

На сегодняшний день вопрос о функционально-стилевом статусе рекламного текстотипа не может быть решён однозначно: при наличии сильной тенденции к функциональному обособлению, необходимо констатировать, что конструктивный принцип рекламы как текстотипа полностью идентичен принципу публицистического стиля. В области же стилеобразующих факторов реклама как формирующаяся область общественного сознания является .этически сомнительным ответвлением идеологии.

Трёхаспектное описание публицистического стиля производится ниже на материале газетно-публицистической разновидности публицистики, с привлечением материала других её разновидностей (теле-, радиопублицистики и рекламы).