Публичное выступление
В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является умение грамотно общаться и выстраивать коммуникацию с аудиторией. Конференция, совещание, презентация, выступление перед сотрудниками, корпоративные мероприятия, рабочая планерка — мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо выступать перед аудиторией.
Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: риторика (от греч. rhetorike и красноречие (рус.). Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения". Сегодня специалисты трактуют это понятие следующим образом:
— врожденная способность или приобретенное умение говорить красиво, убедительно;
— ораторский талант;
— искусная речь, построенная на ораторских приемах;
— высокая степень мастерства публичного выступления.
Многие ошибаются, думая, что ораторское искусство необходимо применять только лишь в качестве говорения для публики. На самом деле применение эффективных способов вербальной и невербальной коммуникации в наш век насыщенного информационного обмена необходим в любых условиях человеческого взаимодействия. Н. Пенряхин в своей книге "Гни свою линию: приемы эффективной коммуникации" дает некоторые важные, на наш взгляд, рекомендации по подготовке к публичной речи как способу эффективной коммуникации.
Публичное выступление, и это необходимо понимать, является не просто реализацией "говорительной" функции человека на публике, а весьма сложной и многофункциональной работой со своими условностями, правилами и психологической подосновой. Основная и самая сложная работа, которую необходимо осуществить, происходит па стадии подготовки к выступлению: это выбор темы, определение цели выступления, подбор и анализ материалов доклада, написание текста доклада, подготовка, репетиции и т.д. И все это необходимо сделать для того, чтобы быть уверенным в высокой степени эффективности результата предстоящей коммуникации. Для начала стоит ответить на следующие вопросы.
1. ЧТО? Что вы будете рассказывать аудитории? Ответом на этот вопрос будет формулировка темы выступления. Если тема заранее заявлена (заказчиком, организатором, инициатором общественного движения и пр.) и уже известна аудитории в качестве эталонного слогана, ее необходимо конкретизировать или расширить до стадии повседневно употребляемой речевой конструкции. Если предполагается выступление на "свободную" тему, важно помнить, что предлагаемая информация должна быть актуальна и интересна аудитории. Это отнюдь не означает, что следует идти на поводу, например, у оголтелой толпы асоциальных элементов и выбирать любую чуждую вам тему. Ваше выступление всегда должно соответствовать вашим интересам, целям, статусу и уровню. Нужно стремиться, чтобы подготовка к выступлению доставляла удовольствие и давала вам новые знания. Выбирайте тему, которая интересна вам, в которой вы разбираетесь. Ведь главная задача — убедить аудиторию в вашем профессионализме в данном аспекте. Задайте себе вопрос: насколько тема актуальна, насколько она увлекательна, насколько она спорная и интересная? Является ли интерпретированная вами тема новостью для большинства слушателей? Сможет ли она, и вы как ее носитель, "зажечь" аудиторию, расшевелить и раскачать ее. Будет ли ваша тема, самое главное, понятной и знакомой аудитории, отвечать ее чаяниям и заботам. Согласитесь, что очень важные и жизненные на самом деле проблемы экологии мирового океана или озоновой безопасности мало трогают и не актуальны для голодающих беженцев Сомали или безработных поселенцев из центральных регионов российской глубинки. Самая тяжелая аудитория — это равнодушная аудитория. Поэтому крайне важно определить действительно интересную тему, которая волнует слушателей. Она должна быть актуальной, горячей, социально значимой.
Как определить, насколько тема будет волновать аудиторию? Здесь следует пользоваться одним простым правилом: тема должна быть близка слушателям. Не следует выбирать слишком сложную тему, если регламент не позволяет вам раскрыть ее в полной мере, соответственно, есть вероятность, что ваш доклад останется непонятным и неубедительным для слушателей. Кроме того, многие начинающие ораторы, выбирая сложную тему, не умеют доступно изложить материал.
Когда тема выбрана, необходимо продумать название выступления. Оно должно быть ярким, ясным, четким, кратким, а самое главное, интригующим. Сравните формулировки: "Публичное выступление" или "15 секретов успешных ораторов"; "Коррупция и политика" или "Когда посадят нечестных политиков?"; "Активное слушание" или "Как заставить людей слушать вас в любой ситуации"; "Проблема запрета абортов" или "Легальная смерть в России: десять тысяч убийств в день".
2. ЗАЧЕМ? Определение цели выступления — важная составляющая подготовки любого оратора. Вы должны ясно и четко представлять, с какой целью вы выступаете, какой реакции ждете от аудитории. Когда определена цель выступления, сформулируйте задачи: например, привлечь внимание слушателей к какой-либо проблеме, проинформировать аудиторию о чем-либо, призвать слушателей к действию или удержать внимание публики на протяжении всей речи.
3. КАК? Как вы хотите донести информацию до аудитории? Как построите свою речь? Как будете себя вести во время выступления? Важно подумать над композиционно- логическим оформлением речи, поработать над языком и стилем выступления. Конкретная ситуация предполагает определенный стиль изложения (академично-научный или художественный, публицистический или телеграфный), неодинаковую эмоциональность, различные приемы композиционного построения речи. Ведь композиция — это логическое развитие содержания выступления: важно составить тезисный план или ход рассуждений, определить последовательность тезисов и главный тезис, который будет кульминацией выступления.
4. ДЛЯ КОГО? Кто будет вас слушать? Какова будет аудитория? Необходимо проанализировать будущую аудиторию и учесть следующие факторы: каков средний возраст аудитории, каковы профессиональные и личные интересы слушателей, каков их социальный статус, что их может заинтересовать, насколько аудитория знакома с темой выступления и т.д. Именно предварительный анализ аудитории позволит сформулировать тему и подготовить выступление таким образом, чтобы оно действительно вызвало резонанс и интерес. Постарайтесь представить, как аудитория будет воспринимать вашу речь и какова может быть ее реакция.
5. ГДЕ? Где вы будете выступать? Многие начинающие ораторы чувствуют дискомфорт именно из-за того, что незнакомы с местом выступления, аудиторией, помещением, непривычная обстановка психологически давит па них. Постарайтесь выяснить планировку помещения, где будут располагаться слушатели, оратор, каково оснащение аудитории (наличие микрофона, трибуны, стола, стульев и т.д.). Полезно заранее проверить акустику в помещении.
6. КОГДА? Когда вы будете выступать? В какое время? Время выступления имеет огромное значение. Выясните, кто выступает до вас и в течение какого времени. Возможно, аудитория будет уже утомлена, соответственно, придется подкорректировать регламент. Выясните, какие праздники отмечаются в этот день — у вас будет возможность начать речь с поздравления, достаточно заглянуть в календарь, наверняка найдется праздник, удачно сочетающийся с тематикой вашего выступления. Узнайте, возможно, недавно или в ближайшем будущем отмечается день рождения, годовщина свадьбы или выхода первой книги/первого фильма авторитетных и известных ныне людей, присутствующих в аудитории. Еще лучше, если удастся связать тему своей речи со значимыми событиями и т.д.
7. КАК ДОЛГО? Сколько времени аудитория готова слушать? Каков ваш регламент? Ответы на эти вопросы позволят определить оптимальную продолжительность выступления. Оптимальное время выступления — 5—20 мин, в зависимости от цели выступления. Но помните золотое правило: "Лучше меньше, да лучше". Поэтому не стремитесь поразить всех длительностью (и подготовленностью) выступления.