Публичная служба ФРГ
Среди европейских стран с федеральным типом государственно-административного управления наиболее влиятельной является публичная служба Федеративной Республики Германия. Она регулируется многими законами, по основным среди них является Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г.
В ч. 3 ст. 33 Конституции установлен принцип равенства субъектов публичной службы. Никто не может быть ущемлен в своих правах из-за религиозного вероисповедания, мировоззрения или принадлежности к политическим партиям. В отраслях, где в управленческих структурах недостаточно представлены женщины, при равной профессиональной подготовке предпочтение отдается женщинам.
Следует отметить, что в Германии на сегодняшний день нет понятия "государственная служба". После Первой мировой войны появился термин "публичная служба", который прочно вошел в теорию и практику социальной жизни. В функциональном плане публичная служба означает деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.
Согласно закона 1985 г. федеральным служащим является лицо, находящееся в "публично-правовых отношениях службы и верности" с Федерацией, либо непосредственно подчиненной ей "корпорацией, учреждением или организацией публичного права". Различные задачи в государственных органах и учреждениях выполняются не только профессиональными публичными служащими (чиновниками), но также служащими и рабочими. Следовательно, деятельность в сфере государственной (публичной) службы может быть основана как на государственно-правовом акте (для чиновников), так и на служебном договоре на основе частного права (для служащих и рабочих). Поэтому понятие "публичный служащий" или "чиновник" и "служащий" в ФРГ не совпадают.
К важнейшим общепризнанным (традиционным) принципам, касающимся правового статуса чиновников ФРГ, относятся: пожизненное назначение, обязанность государственного служащего быть верным долгу, партийно-политический нейтралитет, право на участие в профсоюзах и объединениях по профессиям, запрет на забастовки, служебная иерархия и др.
Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции ФРГ федеральный Президент имеет право назначать и освобождать от должности федеральных судей, федеральных публичных служащих, офицеров и унтер-офицеров, а также может делегировать эти полномочия другим ведомствам. По статуту федеральный Президент отчасти символическая (номинальная) фигура. Реальную власть в стране имеет федеральный Канцлер.
Общий закон о правовом положении публичных служащих устанавливает четыре уровня должностей: нижний (простая служба); средний (средняя служба); повышений (ответственная служба); высший (высшая служба).
Публичным служащим-чиновникам в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16: А1-А5 - низшие ранги (вспомогательно-технический персонал); А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари, оберсекретари, гаупсекретари); А10-А13 - высшие ранги I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-амтсманы); А14-А16 - высшие ранги II ступени (высшие правительственные советники)1.
Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Институт политических чиновников сложился в Германии в конце XIX в. Смысл этого института заключается в том, что вместе с правительством или отдельным министром приходят и уходят со своих постов наиболее близкие к его политической программе сотрудники администрации. В результате, в случае смены кабинета и его политической платформы освобождаются места для прихода новых чиновников, солидаризирующимися с новыми установками. К политическим чиновникам относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата (Палата земель); руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).
Что касается института почетных чиновников, то это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, а также выборные консулы.
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Избранные в Бундестаг или Бундесрат, наряду с депутатским ОГЛАВЛЕНИЕм, продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. В настоящее время численность чиновников в Парламенте достигает более 40% всего состава. Поэтому они мало заинтересованы в реформе публичной службы, которая может лишить их подобной занятости.
Другими словами, чиновники в Германии представляют собой привилегированную политическую группу. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран, карьера государственного служащего-чиновника в Германии не является альтернативой политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.
Среди сфер, из которых рекрутируется персонал государственной бюрократии, на первом месте стоит юстиция, потом - экономика и социальные науки. Профессия юриста в Германии традиционно представляла наилучшие возможности для поступления на государственную службу. Несмотря на массовый приток в систему государственного управления специалистов различного профиля, юристы и сегодня продолжают удерживать ведущие посты в государственной бюрократии.
Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на публичную службу. Претенденты определяются с помощью оповещения о наличии свободной должности в специальных печатных сообщениях. Их отбор должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Назначение на должность осуществляется после подтверждения их пригодности к публичной службе в результате сдачи экзаменов. Если возраст служащего не превышает 32 лет, он может быть назначен на должность лишь после испытательного срока. Назначение допускается только на низшие должности.
Для подтверждения профессиональной пригодности служащему предоставляется возможность пройти испытательный срок, который в целом не может превышать 5 лет. Назначение на публичную службу пожизненно производится только после успешного прохождения испытательного срока и достижения 27-летпего возраста.
Получение соответствующих должностей возможно при выполнении ряда условий в зависимости от ранга. Для прохождения службы нижнего уровня требуются: успешное окончание основной общеобразовательной школы или признанный равноценным уровень образования; а также подготовительная практика к занятию должности. Для прохождения службы среднего уровня необходимо: окончание реального училища; подготовительная практика к занятию должности в течение одного года; сдача соответствующего экзамена. Для прохождения службы повышенного уровня (первая ступень) нужны: школьное образование, дающее право на поступление в высшую школу; подготовительная практика к занятию должности в течение трех лет; сдача экзамена на право службы в этой должности. Для прохождения службы высшего уровня (вторая ступень) требуются: окончание высшей школы; подготовительная практика к занятию должности в течение как минимум двух лет; сдача экзамена на право прохождения службы.
Публичный служащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий. О своих сомнениях относительно правомерности (законности) служебных указаний (распоряжений) он должен немедленно сообщать своему непосредственному начальнику. Если распоряжение остается в силе, то служащий, если его сомнения относительно правомерности этого распоряжения остались, должен обратиться к следующему вышестоящему начальнику. Если и он письменно (по просьбе служащего) подтверждает распоряжение, то государственный служащий должен его исполнить при условии, когда такое исполнение не кажется ему наказуемым, противоречащим установленному порядку, не нарушает человеческого достоинства. Такое исполнение освобождает его от ответственности.
Государственный служащий-чиновник обязан принести присягу. "Клянусь соблюдать Основной закон ФРГ и все законы, действующие в Федеративной Республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет бог". Присягу можно приносить и без слов "как мне поможет бог". Закон разрешает членам какой-либо религиозной общины вместо слова "клянусь" употреблять иную форму заверения. В некоторых случаях закон допускает исключение, и принесение присяги можно не требовать: служащий должен торжественно обещать, что будет добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Присяга подтверждает публично-правовые отношения долга и верности между ФРГ и государственным служащим. Если служащий отказывается принести присягу, то он увольняется.
Публичному служащему для всякой иной работы помимо основной требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Он не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой иной правовой формы1.
Продвижение по службе включает подготовительную службу и испытательный срок. Подготовительная служба низшего уровня длится шесть месяцев, испытательный срок - один год (этот срок может быть продлен); среднего уровня - продолжается не менее одного года со сдачей экзамена, испытательный срок составляет два года. Однако, для служащих, сдавших экзамен с результатом выше среднего уровня, он может быть сокращен до одного года или даже до шести месяцев.
Подготовительная служба повышенного уровня (первая ступень) длится не менее трех лет. После успешной сдачи экзамена служащий проходит испытательный срок, составляющий два с половиной года. Служащие среднего уровня могут быть переведены на повышенный уровень, если они прослужили не менее четырех лет и пригодны к работе на таком уровне. Ознакомление с новой должностью длится не менее трех лет, после чего сдается переходной экзамен.
Аналогично подготовительная служба высшего уровня (вторая ступень) также длится три года, после чего сдастся экзамен. Испытательный срок длится три года, но его половина проходит в органах внешнего управления. Должность более высокого уровня службы одного профессионального направления может быть предоставлена особенно способным служащим высшего уровня, если они по своим личным качествам пригодны для такой работы; прослужили не менее 15 лет; в возрасте от 40 до 58 лет; прошли все требуемые ступени карьерной лестницы и успешно справляются с новой должностью.
Конституционной основой оплаты публичных служащих является "принцип содержания", по которому она должна быть соразмерной и соответствовать занимаемой должности. Очевидно, что только независимый, с экономической точки зрения, публичный служащий способен выполнять задачи, поставленные перед ним Конституцией. Законодательством предусмотрено право публичных служащих на определенный должностной оклад, доплаты для профессоров вузов, территориальные доплаты, надбавки, премии, за выслугу лет, за звание, оплата за работу за границей.
Помимо этого публичным служащим гарантируются выплаты по обеспечению. Они включают: пенсионное обеспечение и материальную помощь, обеспечение семьи после смерти публичного служащего, выплаты в случае его исчезновения, несчастных случаев, переходные выплаты и компенсации в особых возрастных случаях. Возрастной границей для выхода публичных служащих на пенсию является 65 лет. Этот возраст может быть увеличен до 68 лет.
Публичным служащим гарантируется оплата поездок и переезда с одного места жительства на другое. Каждый публичный служащий имеет право на ежегодный отпуск для отдыха с сохранением полного заработка. Инструкция об отпусках регулирует право на предоставление отпуска с сохранением оплаты для участия в выборах и референдумах, для борьбы за место в парламенте, для работы в местных представительных органах, а также для выполнения почетных обязанностей, если этого требует долг перед законом (например, присяжный заседатель в суде).
Служащий имеет право на допуск к своему личному делу. Ему должно сообщаться обо всех жалобах на него и отрицательных заключениях о его деятельности до внесения их в личное дело. Его мнение об этом должно вноситься в личное дело.
Все публичные служащие имеют право на объединение в профсоюзы и другие профессиональные объединения.
Применение каких-либо санкций к публичному служащему за подобную деятельность не допускается.
Общее руководство публичной службой осуществляется Федеральным комитетом по кадрам, который проводит свою деятельность независимо, в рамках действующих законов и неся за нее полную ответственность. Комитет состоит из семи постоянных и семи замещающих членов. Постоянными штатными членами являются председатель Федеральной счетной палаты (председатель Комитета) и руководитель правового управления по кадрам Федерального министерства внутренних дел. Остальные пять постоянных членов Комитета и их заместители назначаются федеральным Президентом по представлению министерства внутренних дел на четыре года. При этом три постоянных члена и три заместителя представляют ведущие профсоюзные организации. Комитет обязан информировать правительство о своей деятельности. Может запрашивать необходимую ему информацию. Все инстанции обязаны оказывать ему необходимое содействие.