Публичная политика и политическое "лидерство"
Четвертая политическая переменная, привлекшая внимание политологов, – это политические лидеры. Данная проблематика активно разрабатывалась в Великобритании, что было связано с той ролью, которую сыграла в проведении изменений в этой стране М. Тэтчер в 1980-е гг. При этом отмечалось, что не следует переоценивать роль лидера. Необходимо учитывать контекстуальное изменение (как экономическое, так и политическое), а также все то, что предшествовало приходу к власти М. Тэтчер.
Указанная постановка вопроса поднимает вопросы методологии. И действительно, для того, чтобы определить роль политического лидера, необходимо, образно говоря, размотать конъюнктурный и структурный клубок, а также, и особенно, учесть эти концепции в ориентации публичной политики и публичного действия и его "политической реализуемости".
Для проведения такого анализа необходимо собирать и оценивать разного рода документы (мемуары, архивы, биографии, автобиографии и т. д.), которые позволяют определить персональную траекторию процесса интеллектуальной социализации и сбора данных практического опыта (прямых данных или косвенных).
Необходимо также рассматривать лидера во взаимодействии, учитывая, в частности, роль окружения (в случае Тэтчер – неоконсерваторов think-tanks). Понятие "лидерство" в таком случае оказывается более операционным, потому, что оно отсылает к системе структурированного взаимодействия вокруг, например, избранника, обладающего разнообразными ресурсами (социальными, экономическими, институционными, харизматическими и т. д.), позволяющие ему занимать господствующую позицию. Эта позиция позволяет учитывать
"социальную конфигурацию", в рамках которой оказывается лидер, "воспринимаемый и представленный как необходимый элемент для продолжения благоприятных отношений, определенный как гарант системы, которая обеспечивает всем игрокам (по крайней мере, уверяет их) устойчивость в игре, сохранение или улучшение их позиций, удовлетворение их жизненно значимых интересов и легитимацию их практики и ценностей, к которым они привязаны".
Иначе говоря, лидер существует только в силу того, что он способен создать вокруг себя команду, которая будет все делать для успеха в достижении политических целей, в частности, при помощи принятия решений при проведении публичной политики. Необходимо признать, что
"политическое предприятие является всегда коллективным предприятием, какой бы ни была степень его персонализации".
Способность вмешательства лидера в проведение публичной политики зависит от институционной позиции и власти, которая с ней связана.
"Лидерство" президента и военная реформа 1996г. во Франции
Военная реформа 1996 г., предполагавшая переход к профессиональной армии и отказ от призыва, представляла собой публичное политическое решение, принятое по инициативе президента Франции Ж. Ширака.
Однако персонализированный характер данного решения не исключает учета четырех элементов. Речь идет прежде всего о той роли, которую в соответствии с духом и буквой Конституции призван играть президент в области обороны и внешней политики. Персонализированный характер решения президента усиливает созданная генералом де Голлем "ядерная монархия".
Необходимо также учитывать существование иерархизированного и однородного окружения президента, т. к. в своем большинстве это окружение являло собой выходцев из кабинета А. Жюппе, который возглавлял в тот период Министерство иностранных дел. Речь идет о "клане дипломатов", главой в котором был Д. де Вильпен, Генеральный секретарь Елисейского дворца, а ранее – директор кабинета А. Жюппе и сторонник профессионализации армии.
Политическая конъюнктура начала 1996 г. тоже играла важную роль. Ослабление премьер-министра в итоге массового социального движения ноября-декабря 1995 г. и необходимость подтвердить способность к действию исполнительной власти побуждали правительство добиваться включения этой реформы в политическую повестку, что не звучало как первостепенная задача в ходе избирательной кампании 1995 г.
Наконец, реформа стала возможной в силу того, что с начала 1990-х гг. внутри министерства обороны формироватся компромисс между различными предложениями, вызванный к жизни усилением интернационализации военной политики и уменьшения бюджетных средств, выделяемых для армии.
Именно учет многочисленных взаимодействий позволяет уточнить роль политического лидера в процессе решения, т. к. она меняется в зависимости от конъюнктуры и области публичной политики. В силу этого, как и в случае переменных стороннической и электоральной, переменная "политический лидер" с трудом поддается изоляции от взаимодействий с другими политическими акторами и веса (значения) контекста, в рамках которого происходит вмешательство.
Подход с позиций политической переменной позволяет идентифицировать политические измерения внутри публичной политики, но он оказывается недостаточным для полного учета взаимодействий policy и politics. Необходимо с позиций публичной политики учитывать политическое соперничество. В таком подходе в поле зрения аналитика оказываются вопросы электоральной легитимности и представления граждан со стороны политических акторов.