Публичная политика как выражение публичной силы

Такая интерпретация публичной политики позволяет выявить те ее элементы, которые определяют специфику действия государства. Общепризнанным в политической и социологической науке является факт того, что правительственная политика, выражающаяся в принятии и осуществлении решений, предполагает использование естественных для власти, более или менее авторитарных, а иногда и просто принудительных, ресурсов. Признавая это положение, мы оказываемся в поле действия веберовской концепции государства как обладателя монополии на легитимное физическое насилие.

Было бы крайне ошибочно в демократическом обществе соотносить государство только с авторитарным измерением публичной политики. Данное измерение не всегда находится на первом плане. В свободном, демократическом обществе, наряду с политикой, использующей физическое принуждение, проводится и политика регламентная, основанная на правовых актах, в которой принуждение является только потенциальным. Существует и более тонкая политика, когда использование разнообразных форм принуждения не предусматривается, как это, например, имеет место в случае проведения политики перераспределения доходов: правительство определяет статусный и персональный состав тех лиц, кто имеет право на получение социальной поддержки.

В то же время, несмотря на известное разнообразие видов правительственной политики, она, в конечном счете, устанавливает асимметричные отношения между государством и гражданами, которые или выигрывают, или являются "жертвами" правительственного регламентирования и действия.

Есть все основания полагать, что политические решения являются выражением публичной силы власти. При этом важно идентифицировать границу между публичным и частным пространствами и выяснить взаимодействия, в итоге которых получает выражение публичная сила.

Публичная политика обеспечивает местный порядок

Публичная политика не является только совокупностью решений, ибо она связана с индивидами и/или группами индивидов, которые в политике являются акторами. В эту же категорию входят профессиональные политики, чиновники всех уровней, группы интересов и т. д. При этом необходимо подчеркнуть, что публичная политика представляет собой совокупность таких отношений, которые не ограничиваются чисто юридическими рамками. Французский социолог Е. Фридберг, например, небезосновательно утверждает, что публичная политика получает свое выражение в утверждении определенного "местного порядка". Она являет собой

"относительно автономное политическое создание, которое осуществляет на своем уровне регулирование конфликтов между заинтересованными сторонами, а также обеспечивает артикуляцию и приводит в соответствие их индивидуальные и коллективные цели и интересы".

Таким образом, публичная политика строится с учетом действий совокупности индивидов, социальных групп и организаций, позиция которых затрагивается действием государства в данном определенном пространстве. Это пространство Р. Кобб и Ч. Элдер назвали "публичным" в политике.

Обратимся вновь к политике безопасности дорожного движения. Эта политика, очевидно, проводится в отношении многомиллионной армии автомобилистов, и определить ее статус не так-то просто. Проведение этой политики предполагает, например, взаимодействие с производителями автомобилей, а также со страховыми компаниями. К ним нужно добавить организации и структуры дорожного строительства и ремонта дорог. Наконец, непосредственным участником рассматриваемой публичной политики являются медицинские учреждения, одним из направлений деятельности которых является оказание медицинской помощи лицам, попавшим в автомобильную аварию. И значит, целый ряд медицинских учреждений непосредственно связан с последствиями ситуаций дорожной опасности. Неудивительно, что нередко именно врачи выступают с предложениями об усилении мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ясно, что понятие "публичный" отсылает к реальности с ее очень разными ситуациями. В этих ситуациях отражаются особенности участия тех или иных индивидов, групп, организаций, которые связаны с той или иной политикой. Они являют собой совокупность акторов, которые заинтересованы в выработке и осуществлении определенной публичной политики.

Участие заинтересованных социальных акторов в публичной политике не является одномерным и стабильным. Как способ, так и интенсивность участия каждого из социальных акторов меняются в зависимости от пространства и/или времени действия.

В самом деле, влияние на политику безопасности дорожного движения конструкторов и создателей машин и автомобилистов разительно различается между собой и во времени, и в пространстве. Или другой пример. Специалисты сельского хозяйства наделены большими средствами влияния на аграрную политику страны, чем сами жители села.

В связи с этим встает вопрос: какие факторы определяют способность влияния на публичную политику? Эти факторы могут быть структурными в том случае, когда они связаны с позицией того или иного социального актора в разделении труда в данном секторе. Они могут выступать как результат способности определенной социальной группы превращаться в коллективного актора и мобилизовать имеющиеся у этой группы ресурсы.

Нужно сказать, что способность коллективного актора влиять на ОГЛАВЛЕНИЕ или осуществление публичной политики может в действительности сильно изменяться в зависимости от степени мобилизации, которую он (коллективный актор) способен порождать. Это показали в своей работе О. Филиоль и С. Пешю на конкретных примерах координации и объединения людей, "живущих в плохих условиях" или "не имеющих документов".

Какими же должны быть действия государства в процессе выработки и осуществления публичной политики? Государство призвано обеспечить непрерывность действий и взаимодействий социальных групп в рамках публичной политики. При этом социальные группы могут быть как неорганизованными, которые вмешиваются в поле политики эпизодически, иногда стихийно, так и устойчивыми, стабильными группами, способные утверждать отношения с властями корпоративистского типа.

Показанные нами подходы при проведении анализа публичной политики являются оправданными и эффективными. Однако они не дают возможности проведения системного анализа публичной политики. Между тем системный подход, как показал канадский исследователь В. Лемье, применим и к анализу публичной политики.