Псковская литература
Псков до 1348 г. находился в политической зависимости от Новгорода. Став самостоятельной феодальной городской республикой, он теперь подчинялся Новгороду лишь в церковном отношении. Здесь, как и в Новгороде, шла ожесточенная борьба феодальной знати, отстаивавшей "старину" и "пошлину", с "меньшими людьми", являвшимися сторонниками присоединения Пскова к Москве.
С начала XIV в. в Пскове ведется местная летопись. Главное место в ней занимают лаконичные записи о городском строительстве, по- ставлении князей и посадников, небесных знамениях, моровых язвах. Центральной темой летописи является тема борьбы с "безбожной латиной" и "поганой Литвой".
К началу XIV в. относится возникновение развернутого повествования о князе Довмонте-Тимофее, посаженном на княжение "в граде Пскове в лето 6774" (1266). Довмонт изображен идеальным князем-во- ином, украшенным христианскими добродетелями. В повествовании переплетаются элементы агиографического стиля со стилем воинской повести и используется в качестве образца "Житие Александра Невского". На первый план выдвигается воинская доблесть Довмонта, одержавшего ряд побед над врагами Пскова; литовским князем Гер- деней, "мастером земли Ризския", немецкими рыцарями. Повесть отличается выразительным стилем, передающим особенности местного псковского говора. Пословицы, рифмованные выражения свидетельствуют о связи ее стиля с фольклором. Например, обращаясь к псковичам, Довмонт говорит: "Братья, мужи Псковичи, кто стар, то отец, кто млад, той брат!" Характеризуя стиль псковской летописи, С. М. Соловьев обратил внимание на особое простодушие рассказа и привязанность летописцев к одним и тем же выражениям при описании известных событий.
С XV в. псковские летописи выходят за пределы местного областного материала. К этому времени относится интенсивное развитие книжной деятельности в Пскове, где переписываются Галицко-Волынская летопись, "Толковая Палея" и "Хронограф". Как полагают исследователи, здесь же был переписан и сборник, содержащий "Слово о полку Игореве"; доказательством тому служит надпись на псковском апостоле 1307 г., а также рассказ Первой Псковской летописи о битве москвичей с Литвою под Оршей.
Выдающимся произведением псковской литературы является "Псковское взятие, како взят его князь великий Василий Ивановичь" в 1510 г. В повести обстоятельно и последовательно излагаются события, связанные с окончательной утратой Псковом "своей старины и пошлины". Автор повести не только рассказывает о самом факте присоединения Пскова к Москве, но и пытается выяснить его причины. Страстный патриот своего города – "славнейшего" и "великого", "прекрасного", он с гордостью вспоминает о былой славе Пскова, который "от начала убо Руския земли... ни коим же князем владом бе, но на своей воле живяху в нем сущие людие". Этот город "тверд стенами и людей бе множество в нем".
Бесчинства московских наместников, которые насилуют, грабят и творят неправый суд над псковичами, вызывают чувства горечи и протеста. Особенно возмущает псковичей московский наместник князь Иван Михайлович Репня. Чаша терпения народного переполнена, и горожане посылают челобитчиков к великому князю московскому Василию Ивановичу, прибывшему в Великий Новгород. Но не находят правды жалобщики у московского князя. Лицемерно обещая псковичам свою защиту, Василий Иванович приказывает "переиматъ" челобитчиков, а в Псков посылает своего дьяка Третьяка Долматова с требованиями уничтожить вече, снять вечевой колокол и полностью подчинить город власти московских наместников.
Повесть осуждает лицемерие великого князя, жестокость и произвол московских властей. Вместе с тем автор повести не видит иного выхода для Пскова, чем присоединение "вольного города" к Москве. В противном случае Пскову грозит опасность со стороны Литвы и Ливонии, а без помощи Москвы Пскову не удастся оборонить своих границ от западных соседей, но как патриот "вольного города", автор повести не может не оплакать падение его независимости. Чувство гражданской скорби, охватившей псковичей, лишенных древнего своего вечевого правления, автор повести передает в лирически эмоциональном плаче: "О славнейший граде Пскове великий! почта бо сетуеши и плачеши? И отвеща прекрасный град Псков "Коко ми не сетовати, како ми не плакати и не скорбети своего опустения? Прилетел бо на мя многокрыльный орел, исполнъ крыле Львовых ногтей, и взят от мене три кедра Ливанова; и красоту мою, и богатество: и чада моя восхити, Богу попустившу за грехи наши; и землю пусту сотвориша, и град наш разориша, и люди моя плениша, и торжища моя раскопаша, а иные торжища коневым калом заметаша, а отец и братию нашу разведоша, где не бывали отцы и деды и прадеды наши, и тамо отцы и братию нашу, други наша заведоша, и матери и сестры наша в поругание даша..."
Плач Пскова обнаруживает незаурядный поэтический талант автора повести, его широкую начитанность. В плаче используются приемы ораторской прозы, поучения Серапиона Владимирского, биб- леизмы, "Девгениево деяние".
Автор стремится передать психологическое состояние псковичей: из Новгорода поступают тревожные вести, и у них "срдце упало"; горожане узнают, что их жалобщики задержаны великим князем, и на псковичей нападет "страх, и трепет, и туга, и пресхоша гортани их от скорби и печали, и уста их пресмягли" (запеклись). После того как Третьяк Долматов объявил волю московского князя, псковичи "горько заплакали": "Како ли зеницы не упали со слезами вкупе? Како ли неурвалося сердце от корени?"
В то же время в повести использованы элементы делового стиля челобитных грамот, посланий. Например: псковичи "биша челом" великому князю "о жаловании (о пожалованье) и о печаловании своея отчины".
Завершается повесть религиозно-дидактическими рассуждениями, обращенными к псковичам: "...ради самоволия и непокорения друг другу быстъ сия вся злая на вы". А затем, говоря о бесчинствах московских наместников, их тиунов и дьяков, автор вводит фольклорные образы Правды и Кривды: "Правда... взлетела на небо и Кривда в них нача ходити..."
Центральный герой повести – град Псков и псковичи, собирательный образ которых противопоставлен великому князю Василию Ивановичу и его наместникам.
Характерной особенностью повести является сочетание фактичности, документализма, последовательности изложения событий с эмоционально-лирической, публицистической и дидактической их оценкой.