Психосоциальное развитие
Основой психосоциального развития подростка является общение со сверстниками, которое в данный период его развития становится ведущей деятельностью, влияющей на различные аспекты личности. Некоторые исследователи считают влияние общения со сверстниками на личность подростка во многом решающим как в позитивном, так и в негативном плане: такое общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и определить его асоциальное поведение.
Роль общения со сверстниками у подростков действительно велика, хотя влияние внутрисемейного общения на их развитие продолжает оставаться достаточно сильным, ведь воздействие на личность подростка сверстников во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут компенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное: непонятый и непринятый в семье подросток пойдет искать тепло и внимание на улице; унижаемый дома, он будет компенсировать это насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами в компании.
Таким образом, можно утверждать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка. Отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем к обсуждению того, на какие аспекты личности осуществляется это влияние.
Усиление "Я" подростка
Прежде всего общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению "Я" подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижение и поддержание высокого общественного статуса. Реальное усиление "Я" возможно в случае наличия у подростков действительных достижений в какой-либо области – спорте, музыке и т.п., которые значимы в подростковой среде. Иногда некоторое усиление "Я" осуществляется не за счет реальных успехов, а через ощущение принадлежности к группе, позволяющее подростку почувствовать сильное "Мы". Вот почему подростки столь остро воспринимают критику взрослых в отношении своей компании – это означает ослабление их собственного "Я"; испытывают тревогу при возможности потери друзей; переживают, если взрослые при них оказывают те или иные воспитательные воздействия.
"Источник моих проблем – мама. Вот вчера позвонила Вика и предложила потусоваться в нашем логове, а мама меня не пустила. Она всячески портит мне отношения с друзьями. Ну как она не понимает?! Я так совсем останусь одна и не буду никому нужна".
Света, 15 лет
"Родители все время на работе, поэтому у них мало времени на меня. По когда они приходят, то тут же при друзьях начинают учить меня. Это меня просто бесит".
Даниил, 14 лет
Нередко группа сверстников дает лишь иллюзию силы, но если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лжестатусу стремятся подростки с несформированной эго-идентичностью, достичь которой им не удалось из-за слишком быстрого отделения от семьи, непрохождения этапа идентификации с родителями, что нередко происходит в тех семьях, где взрослые сами не ощущают своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, плохо оплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Подростки полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили даже себе достойной жизни. Другая причина слишком быстрой эмансипации – отсутствие в семье чувства защищенности, поиск которой осуществляется в группе сверстников.
Основные варианты достижения иллюзии силы
1. "Коллективный враг": для ощущения собственной силы подростковой группе обязательно требуется коллективный враг, вокруг которого концентрируются их объединенные агрессивные воздействия.
Школьные психологи отмечают, что у пятиклассников ежегодно наблюдается всплеск выбора групповых "изгоев", которых ребята с большим удовольствием "травят", причем, если "изгой" по тем или иным причинам выходит из этой позиции, они тут же выбирают из своей группы следующего. Сами подростки утверждают, что отнюдь не хотят прекращения конфликтов, поэтому предпочитают "изгоев", оказывающих им некоторое сопротивление, а ребят, которые слишком быстро сдаются, группа вскоре оставляет в покое сама, поскольку интереса они для нее уже не представляют.
Специалисты приводят данные опросов пятиклассников по составлению коллективного портрета желаемого новенького в классе. Оказалось, что ребята хотят, чтобы в класс пришел проблемный ученик, чтобы над ним можно было немного поиздеваться. Легко заметить, что иллюзия собственной силы ощущается в этом случае подростками через наличие рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.
2. Вступление в неформальные группы. Под неформальными группами понимаются стихийно образующиеся компании подростков на основе общего интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения (фанаты, хиппи, панки, рокеры, металлисты и т.д.). Неформальные объединения нигде не зарегистрированы, у них нет своего устава или положения. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. В то же время эти объединения являются достаточно устойчивыми и жизнеспособными. Для их членов существуют свои неписаные, но обязательные для исполнения правила.
Причин стремления подростков к неформальным группам несколько. С одной стороны, принадлежность к группе дает поддержку еще достаточно слабому "Я" подростка, заменяя его сильным "Мы" и тем самым позволяя подростку ощутить иллюзию собственной силы. С другой стороны, неформальная группа рождает иллюзию свободы: подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества, тогда как на самом деле группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов.
Если сравнить этот вариант иллюзорного усиления "Я" с предыдущим, то можно заметить наличие в них общего аспекта объединения вокруг определенной идеи, действий. Однако есть и существенное отличие: в первом случае усиление ощущается за счет ослабления другого (из позиции "сверху вниз"), во втором – за счет присоединения к сильному лидеру или группе (из позиции "снизу вверх").
В связи с неформальными группами необходимо остановиться на таком важном вопросе, как наличие взаимосвязи между личностными особенностями подростков и принадлежностью к определенной неформальной группе. Сравнительное исследование приверженцев панк-рока (панков) и хип-хопа (реперов) показало, что уровень физической агрессивности у реперов существенно выше, чем у панков, и это понятно, поскольку панк-культура проповедует философию ненасилия как в психическом, так и в физическом смысле. В то же время, если исключить физическую агрессию, то в целом панки более агрессивны: более раздражительны, склонны к отрицанию норм и правил и проявлению словесной или косвенной агрессии. Отличаются панки и реперы и по некоторым другим личностным показателям. Пока неясно, что первично: личностные особенности или влияние неформальной группы, т.е. группа влияет на их формирование или же подростки с определенными характеристиками выбирают определенные группы, – но принимать во внимание такую взаимосвязь необходимо.