Психолого-педагогический анализ сложнокоординационных видов спорта
На современном этапе развития спорта разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения психологических особенностей спортивной деятельности, с одной стороны, и личности спортсмена, как сложной динамической системы, субъекта этой деятельности — с другой. В этой связи немаловажным фактором совершенствования подготовки является характеристика вида спорта. Проблемным моментом в педагогическом анализе спортивной деятельности является отсутствие объективного критерия оценки спортивного достижения в видах спорта, где она не выражена количественно. Н. Б. Стамбулова подчеркивала значимость изучения особенностей видов спорта для психологов-практиков, спортсменов и тренеров, среди которых оцениваются объективные условия деятельности, вытекающие из них требования к психомоторике, психическим процессам и свойствам спортсмена, межличностным отношениям, доминирующим состояниям и способам их регуляции.
Для реализации практических задач подготовки спортсмена используются различные классификации видов спорта и соревновательных упражнений, в основе которых лежит механизм энергообеспечения; характер взаимодействия и сотрудничества; особенности предмета состязания и характера двигательной активности, преимущественные требования к физическим качествам; способ определения соревновательного результата; биомеханическая структура движения. Наиболее распространенной является классификация, отражающая специфику движений, а также структуру соревновательной и тренировочной деятельности, характерную для различных видов спорта. В связи с этим выделяют циклические, скоростно-силовые, сложнокоординационные, единоборства, спортивные игры, многоборья и комбинированные виды спорта.
Учеными установлены особенности деятельности и специфика подготовки в отдельных сложнокоординационных видах спорта. Для теории и методики спорта актуальным является установление не единичного, отличающего один вид спорта от другого, а, наоборот, выделение общих закономерностей, объединяющих отдельные виды в одну категорию. Изучение сложнокоординационных видов спорта помогает с разных сторон рассмотреть отдельные виды спорта, объединенные в одну группу по признаку доминирования координационных способностей (спортивную и художественную гимнастику, прыжки в воду, прыжки на батуте, синхронное плавание, фигурное катание, фристайл, спортивную акробатику, спортивную аэробику и др.). Упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей, осуществляются в условиях строго регламентированной программы движений, совершенствования двигательного аппарата в направлении тонкой регуляции движений; связаны с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений, отсутствием непосредственного взаимодействия с противником.
Психолого-педагогический анализ сложнокоординационных видов спорта позволил составить их классификацию по характеру упражнений (вращений), по статичности — динамичности, по техничности — артистичности, по микроклиматическим условиям среды (табл. 6.6).
Таблица 6.6. Классификация сложнокоординационных видов спорта
В отдельных видах спорта со сложной координацией выявлялись психомоторные характеристики и личностные качества. Так, на примере спортивной гимнастики, прыжков в воду, фигурного катания были выделены такие психические и психомоторные качества, как мышечно-двигательная чувствительность, скорость двигательной реакции, точность восприятия пространства и микроинтервалов времени, "чувство ритма", устойчивость вестибулярных реакций, свойства внимания, самоконтроль действий, двигательные представления, помехоустойчивость, волевые качества, мотивация. В табл. 6.7 представлена модель психографического анализа для сложнокоординационных видов спорта.
Модель "идеального" представителя определенной специализации с показателями спортивно-важных качеств и возможными компенсациями отстающих являются практическим следствием психолого-педагогического анализа вида спорта. Выделенные особенности сложнокоординационных видах спорта позволяют определить спортивно-важные качества, которые отвечают требованиям вида спорта и влияют на успешность деятельности, проявляясь и формируясь в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях.