Психолого-педагогические воздействия вербального характера
В повседневном тренировочном процессе используются специальные психолого-педагогические воздействия вербального характера.
1. Создание внутренних психических опор. Этот прием основывается на убеждении спортсмена в его высоком потенциале, которое искусственно подкрепляется созданием условий, для его проявления (например, при упражнениях на лапах тренер искусственно облегчает техническую реализацию излюбленных приемов).
2. Рационализация. Заключается в объяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки и поиска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и использования его для повышения уровня активации. Это может делать и сам спортсмен в форме самовнушения. Например, при появлении беспричинного раздражения: "Я знаю, что раздражительность — один из признаков вхождения в спортивную форму; раз я стал раздражительным, значит я близок к пику тренированности". Или: "У меня появляются признаки предстартового волнения (такие-то) — это волнение можно использовать и настроить себя на активные действия в спарринге".
3. Сублимация. Заключается в искусственном вытеснении одного настроения другим благодаря изменению мотивации, переориентировке в отношении решаемых в спарринге задач. Чаще всего сублимация заключается в "переводе" суждений спортсмена из эмоционально окрашенной оценки наиболее вероятного исхода спарринга в сферу технико-тактического его содержания
4. Десенсибилизация. Моделируются неблагоприятные психические состояния в бою: после релаксации спортсмен мысленно проигрывает неблагоприятные ситуации, бывшие реально в других боях, "снимая" затем негативные эмоции.
5. Деактуализация. Заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящем бою. Различаются прямая деактуализация, когда показываются его реальные слабости, и косвенная, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена, которым сопернику нечего противопоставить. Для применения такого вербального воздействия нужен тонкий психологический подход и педагогический такт тренера, иначе слишком прямолинейным убеждением можно добиться отрицательного эффекта. Помимо средств непосредственной коррекции психического состояния рекомендуются средства совершенствования психотактической подготовленности боксеров. Они основываются на оптимизации тактических решений и поведения в ситуациях единоборства, соответствующей нервно-психической организации спортсмена.
Спортсмены с инертной нервной системой во время разминки перед спаррингом ("бой с тенью") получают установку максимально разнообразить, делать менее информативными подготовительные действия. Учитывая отсутствие склонности спортсменов такого типа к стремлению расширять репертуар технико-технических действий, им дается задание в условных боях совершенствовать излюбленные "короткие" приемы в комбинации с другими, т.е. добиваться овладения новыми комбинациями, как бы "завуалирующими" излюбленный прием.
Нестабильным спортсменам рекомендуется в процессе учебных боев чаще пользоваться простыми по двигательной структуре, но надежными техническими действиями, отличающимися разными способами тактической реализации. Для той части спортсменов, у которых "отстают" временные характеристики принятия решений, даются установки на быстрое принятия решений в ситуациях единоборства, а для спортсменов, имеющих отставание по параметрам точности — на точности принятия решений.
Конкретные приемы психорегуляции: мысленное создание благоприятных боевых ситуаций, выполнение общих упражнений в малом объеме, но с высокой интенсивностью и установкой на активизацию, специальные упражнения, выполняемые интенсивно, упражнения с тренером на лапах в виде решений тактических задач с установкой на обязательный выигрыш задачи бинарного вида ("или — или"). В начале работы на лапах боксеру предлагается выполнять комбинации, следующие друг за другом, причем акцентируется внимание на быстрые ответные действия после защит.
Все меры воздействия на психику спортсменов с неуравновешенной нервной системой имеют целью понижение эмоциональной возбудимости и постепенный переход от "отвлеченных" в структуре разминки двигательных действий к специальным боксерским. Для этого общие упражнения выполняются тщательно и интенсивно; после краткого отдыха применяются интенсивные упражнения общего характера, затем — упражнения на лапах с установкой на правильное исполнение наиболее успешно применяемых в данный момент технико-тактических действий, мысленная "проработка" технических элементов боя в период отдыха перед выходом на ринг. Таким боксерам рекомендуется в разминке обращать внимание на "чистоту" проведения технических приемов, добиваясь при этом сублимации мыслей о неблагоприятном ходе предстоящего боя; дается установка на захват инициативы в начале боя (если это оправданно тактически и отвечает объективным возможностям спортсмена).
Такое планирование и организация поведения боксеров снижает неуверенность, увеличивает концентрацию мыслей на предстоящем поединке, уменьшает стрессовое воздействие негативно действующих ситуаций, т.е. способствует эмоциональной устойчивости, оптимизации адекватных данной спортивной деятельности психических состояний и нивелированию неблагоприятных для конкретного боксера свойств характера и темперамента.