Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды
Безопасность образовательной среды является условием, необходимым для организации эффективного процесса развития, воспитания, обучения и деятельности человека. Нарушение безопасности приводит к актуализации механизмов, направленных на организацию выживания в окружающей действительности, таких как усиление ориентировочного рефлекса, повышение тревожности, агрессивности, готовности защищаться.
Развитие личности ребенка успешно реализуется только в условиях психолого-педагогической безопасности, которая складывается в процессе признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка, отказе от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, которые предполагают, что педагог при взаимодействии с детьми опирается на позитивные стороны личности, проявляет такт и осторожность при встрече с неудачами, слабыми сторонами характера, стремится обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности и т.д. Важным качеством воспитательной деятельности педагога является его оптимизм, вера в способности, успехи и победы ребенка и одновременно искусство быть самим собой.
Основные понятия
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность деятельности — безопасность трудового процесса, охрана труда как главного вида деятельности.
Безопасность жизнедеятельности — такое качество жизнедеятельности, при котором в процессе реализации всех видов человеческой активности не создаются опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый ущерб жизненно важным интересам человека. Ее объектами выступают человеческое общество и природа (этносфера и биосфера).
Безопасность жизни человека — состояние защищенности человека как биологического существа от негативных воздействий, способных нанести ущерб его организму (жизнеспособность человека и ее долголетие).
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Комплексная безопасность образовательного учреждения -
состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты (опыт) этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Достижение цели формирования культуры безопасности осуществляется через решение следующих задач:
• формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
• развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
• формирование способности принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности;
• привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
• выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности педагогов, сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Угрозы социального характера — негативные социальные явления в сфере функционирования образовательного учреждения, такие как:
• террористические и диверсионные акты;
• "телефонный терроризм";
• массовые беспорядки и иные экстремистские проявления;
• наркотизм;
• криминальные правонарушения (хулиганство, кражи, грабежи, убийства и другие формы насилия);
• провоцирование суицида;
• административные правонарушения и дисциплинарные проступки;
• нарушения правил пожарной и электробезопасности;
• несчастные случаи в учебном и производственном процессах и др.
Основные факторы и причины опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях:
• бесконтрольность и недисциплинированность персонала и учащихся (воспитанников);
• непонимание и недооценка серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;
• сокрытие фактов правонарушений и происшествий, непринятие должных мер к правонарушителям;
• негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
• отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
• недостаточные знания и навыки безопасного поведения;
• незнание реальной жизни, интересов и контактов учащихся;
• элементы жестокости, излишние строгость и несправедливость со стороны отдельных педагогов к учащимся;
• неорганизованность досуга учащихся;
• слабая система безопасности и охраны образовательных учреждений;
• целенаправленные действия преступников.
Нормы служебной этики руководства и педагогического состава как условия безопасной образовательной среды:
• понимание социальной значимости своей профессии и ответственности за безопасность образовательного учреждения, учащихся и персонала;
• принципиальность и бескомпромиссность в противодействии преступности;
• безупречность личного поведения на работе и в быту;
• честность, забота о профессиональной чести и своей репутации;
• дисциплинированность, исполнительность, взаимопомощь, профессиональная солидарность, морально-психологическая готовность к действиям в опасных и экстремальных ситуациях, способность к разумному риску;
• постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение опыта.
Следует выделять и определять педагогическую безопасность образовательного учреждения, под которой понимается система педагогических мер, направленных на создание такой педагогической среды образовательного учреждения, когда действия администрации учреждения и всего педагогического коллектива организуются таким образом, чтобы не возникаю угроз психическому и физическому здоровью всех его участников, и, в первую очередь, учеников и воспитанников, снимались школьные риски и создавались возможности для развития и формирования безопасного типа личности.