Психолого-этические проблемы информационной деятельности

Детальная разработка основных положений философии новостей проходит в кабинете редактора. И задача редактора – принять ту философию, которая будет близка большинству сотрудников информационной службы или отдела информации газеты, и организовать их работу и службы новостей или отдела в целом. Развитие общей философии новостей в программе, планирование потребностей отдела новостей, набор и подготовка репортеров, работа с бюджетом, создание и развитие системы работы с ньюсмейкерами, сбор новостей, обеспечение эффективного управления в отделе – все это и другое в итоге должно обеспечить создание качественного новостного продукта. Поэтому для создания эффективного современного отдела новостей требуются не только мощные технические возможности, по и в значительно большей степени неординарное мышление редактора или заведующего отделом информации.

Одно из главных положений философии новостей, которое отдается на откуп редактору – определить критерии новости, т.е. четко сформулировать, что считать "новостью" при отборе информационных поводов для программы новостей или информационной подборки. Новость – это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, близость (физическая и географическая). Новости условно можно разделить на четыре разных вида:

• то, что аудитория вашего СМИ должна знать;

• то, что ей необходимо знать;

• то, что люди хотят знать;

• то, что интересно знать ("необязательные" новости).

При отборе информационных поводов для программы новостей "4 канала" редактор по заданиям, который ежедневно отбирает темы для выпуска и распределяет сюжеты между репортерами, относительно каждого информационного повода задает себе несколько вопросов. Должен ли зритель узнать об этом? В данном случае речь может идти о таких сюжетах, как, например, срыв из-за отсутствия кворума (несколько депутатов не пришли на заседание без уважительной причины) важного заседания городской думы, где должны были принять бюджет на текущий год. В принципе зритель мог и не узнать этого, ведь заседание все равно состоится через несколько дней, однако редактор по заданиям Службы новостей "4 канала" принял решение, что зрителю будет важно узнать о подобной "работе" депутатов. Необходимо ли зрителю знать об этом? В категорию "необходимых" сюжетов входят "бытовые" темы: повышение цен на бензин и на проезд в транспорте, грядущее отключение горячей воды и т.п. Будет ли эта новость интересна, и будут ли ее обсуждать? В качестве примера можно привести сюжет о качестве водопроводной воды, после выхода которого областная СЭС начала проверку в одном из районов Екатеринбурга.

Кроме того, редактор всегда должен помнить о "долгоиграющих" темах. Допустим, это сюжеты о СПИДе, наркомании, вреде курения. Возможно, журналисты уже просто не выносят тему СПИДа как таковую, редактор всегда должен помнить, что в тот момент, когда репортерам Службы новостей эта тема уже, что называется, до смерти надоела, какой-то телезритель только-только начинает обращать на нее внимание. К тому же аудитория, как свидетельствуют социологические опросы, любит сюжеты с продолжением.

И еще одно. Редактор или заведующий отделом при формулировании основной философии новостей СМИ обязательно должен обратиться за советом к сотрудникам отдела. Ключевое преимущество таких контактов заключается в том, что они создают атмосферу доверия и согласия. И кроме того, если на первый план будут выдвинуты их идеи, сотрудники будут относится к философии новостей как к чему-то важному, реальному, а не эфемерному, поддерживать и развивать ее.

Мы рассмотрели, как и из чего складывается философия новостей. Теперь можно попытаться кратко сформулировать ее практические составляющие. Сделаем это опять же на конкретном примере.

В новостях "4 канала" новость определяется как информация, полезная для телезрителя. Полезность, в свою очередь, определяется двумя факторами:

• это событие, которое может повлиять на жизнь зрителя (информация о повышении тарифов, отставка президента и т.п.);

• это событие, которое поднимает социальную значимость зрителя (об этой новости назавтра он сможет рассказать, к примеру, коллегам по работе или в транспорте).

Такой подход помогает редакции избегать инициированных новостей и псевдоновостей.

Примерно такого же мнения относительно определения "новости" придерживается известный московский исследователь СМИ Иосиф Дзя- лошинский: "На мой взгляд, любой нормальный человек – подчеркиваю, нормальный – воспринимает новость как образ новой ситуации, по отношению к которой он должен занять какую-то позицию или принять какое- то решение. Скажем, обвалился мост – это новость, так как мне по нему надо завтра ехать. Или, к примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость – это то, что касается непосредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые действительно могут повлиять на сто жизнь"[1].

Итак, сделаем несколько выводов. Философия новостей, безусловно, является действующей "доминантой" формирования диалоговых отношений с аудиторией СМИ. Она задает содержательную модель новостей и их информационную направленность. Владелец (учредитель, соучредитель, акционеры) СМИ определяет общую стратегию формирования данной философии, к примеру, такие важные пункты, как экономическая или политическая независимость, или форма зависимости от кого-либо и суть подобного рода отношений. Он определяет также общие принципы менеджмента СМИ, командной работы и уровень взаимоотношений между сотрудниками.

Чаще всего владелец определяет, будет ли та или иная философия новостей иметь финансовую состоятельность. Владелец и рекламодатель (или, если говорить шире, рынок) определяют формат издания или информационной программы, а редактор новостей, заведующий отделом, исходя из этого, – задачи информационной редакции. И вместе с работающими в ней репортерами – принимаемые всеми принципы деятельности. Совсем не обязательно, чтобы они были записаны или оформлены в некий внутренний этический кодекс СМИ, но о принятых в редакции журналистских принципах должны знать все сотрудники. Причем они могут меняться и дополняться с течением времени. И эти принципы, безусловно, являются формирующими философию новостей факторами.

Именно философия новостей определяет аудиторию программы, информационной подборки, а зачастую и СМИ в целом. Ведь именно по ней, даже не осознавая этого, судят прежде всего об основных принципах работы средства массовой информации и конкретных журналистов. Следовательно, если владелец, редактор или отдельный журналист знает и четко может сформулировать основные постулаты философии новостей своего СМИ, то ему легче работать с аудиторией, он будет знать, что за люди смотрят, читают, слушают новости. Знание своей аудитории и умение ее грамотно, с привлечением научных принципов формировать фактически поможет увеличить рейтинг СМИ и, следовательно, объемы продаж эфирного времени или газетных площадей под рекламу, т.е. принесет немалый доход.

Итак, можно порекомендовать каждой редакции сформулировать свою философию, учитывая, что она всегда предопределена практической деятельностью СМИ. Философия новостей – это необходимая сегодня синкретика, и здесь соединены сразу несколько понятий: этические принципы, информационная политика, принципы работы с персоналом и многое- многое другое. Четко сформулированная философия новостей поможет информационным службам, отделам, редакциям, да и СМИ в целом ритмично, ответственно, без череды бесконечных "консультаций" работать в нештатных ситуациях, которые могут быть не описаны во внутреннем кодексе или законодательных актах. Она позволит и руководству, и репортерам мыслить одними категориями и одинаково понимать, что является хорошим новостным продуктом.