Психолого-акмеологические компетенции лидера
Рассматривая методологические основы психологии лидерства, мы уже отмечали, что в рамках психолого-акмеологического подхода профессионализм как интегральная характеристика компетентности индивида в той или иной сфере деятельности рассматривается в качестве диалектического единства профессионализма деятельности и профессионализма личности (определение этих понятий было дано в параграфе 1.4). Согласно специфике феномена лидерства взаимосвязь между профессионализмом личности и профессионализмом деятельности оказывается настолько тесной, что отчетливое разделение компетенций двух типов, как это имеет место применительно к большинству сфер профессиональной деятельности, попросту невозможно. Вместе с тем с определенной степенью условности можно констатировать, что большинство компетенций, формирующих профессионализм деятельности лидера, носит отчетливо выраженный социально-психологический характер. Поэтому они не только жестко связаны, но и опосредуются как собственно компетенциями (в смысле приобретенных знаний и навыков), составляющими профессионализм личности, так и фундаментальными индивидуально-личностными особенностями лидера. В этой связи в данном ракурсе рассмотрения под психолого-акмеологическими компетенциями лидера понимается совокупность личностных черт, знаний и навыков, необходимых для решения задач, обозначенных в параграфе 7.1. Таким образом, к основным лидерским компетенциям относятся следующие.
• Наличие развитого интеллекта трех видов: общего, эмоционального, социального (под последним понимается способность адекватно воспринимать и понимать окружающих, быстро адаптироваться в любой социальной ситуации, устанавливать партнерские отношения).
• Сбалансированное развитие двух типов мышления: дивергентного (направленного на охват максимально широкого контекста и генерирование множественных вариантов решения задачи) и конвергентного (направленного на поиск единственно верного решения задачи) в сочетании с навыками их комбинированного задействования при организации как собственной, так и групповой мыследеятельности.
• Развитые способности и навыки аналитической деятельности, включая анализ мыслительных процессов (навыки метамышления).
• Широкий кругозор, стремление к получению новых знаний и развитию собственных способностей.
• Развитые творческие способности (креативность) в сочетании с устойчивой личностной установкой на поиск новых, нестандартных решений.
• Высокая самооценка в сочетании с навыками ассертивного (уверенного) поведения в любых социальных ситуациях.
• Отчетливо выраженная мотивация достижения в сочетании с высокой фрустрационной толерантностью (психологической устойчивостью к негативному внешнему воздействию при реализации намеченных планов, а также в ситуации неуспеха).
• Поленезависимость — устойчивая ориентация на собственную шкалу ценностей, целеполагание, объективные данные при оценке и анализе явлений внешнего мира даже в ситуации сильного социального давления, сложившихся "трендов", наличия "общепринятого мнения" и т.п.
• Инициативность, готовность идти на оправданный риск и осознанно принимать на себя ответственность за возможные последствия.
• Трудолюбие как ярко выраженное позитивное отношение к собственной деятельности в сочетании с твердой готовностью доводить начатое до конца, невзирая на трудности и возможные промежуточные неудачи.
• Высокий уровень притязаний с точки зрения как личностного целеполагания, так и ведомого сообщества.
• Личностная открытость, высокий уровень коммуникативных навыков в сочетании с готовностью устанавливать новые социальные контакты, оказывать поддержку последователям, развивать их профессионально-личностный потенциал.
• Знания и навыки, необходимые для реализации качественной кадровой политики — подбора и расстановки сотрудников, делегирования им полномочий, эффективного управления мотивацией.
• Навыки эффективной организации собственной деятельности и деятельности последователей и подчиненных — определения приоритетности и ясной формулировки задач, проведения совещаний, тайм-менеджмента.
• Навыки презентаций и публичных выступлений, способность излагать свои мысли аргументировано, в ясной, доступной и яркой форме.
• Адекватное и ясное понимание природы, сути, источников власти. Навыки эффективного использования властных полномочий.
• Восприимчивость к обоснованному мнению других вне зависимости от их официального статуса, навыки активного слушания и ведения диалога.
• Знания основных теоретических подходов к проблемам управления, лидерства, развития организации, разработки бизнес-моделей, а также навыки их практического применения.