Психология журналистики в системе современной массовокоммуникационной деятельности
Психология журналистики – наука относительно молодая. Она возникла и развивалась параллельно с совершенствованием каналов передачи массовой информации. Сегодня ее все чаще именуют также "медиапсихология". К примеру, московские коллеги, разделяя при этом, скажем так, традиционный и новейший подходы, в последнем случае дают следующее определение медиапсихологии: это наука "о формах осуществления нелокальных психических процессов в пространстве массовой коммуникации"[1]. Действительно, в цифровую эру медиансихология является в первую очередь "отражением нового витка развития информационных технологий массовой коммуникации и формирования новой парадигмы науки"[2]. Но, если все же рассматривать журналистику как социальный институт, развивающийся в контексте взаимосвязей не только массово-коммуникационного характера, то, по всей видимости, более правильным будет использование в расширительном значении именно термина "психология журналистики", поскольку "медиапсихология" в большей степени характеризует, на наш взгляд, в первую очередь так называемую "инструментальную" составляющую информационной деятельности. Не исключено, что перманентно развивающиеся технологии (в частности, бесконечность текста и вариативность его интерпретаций), так явно проявляющиеся сегодня в Интернете, нивелируют со временем журналистику в целом и "авторскую" в частности, но в этом случае и учебники будут другими.
Пока же, как свидетельствует новейшая практика, основная проблема, связанная с совершенствованием каналов передачи информации в целом и различных методологических подходов к изучению эффективности воздействия массмедиа, заключается именно в том, что данные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового "информационного сознания". А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специально овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, распространения, потребления информации. При этом в нашем обществе до сих пор еще сохраняется отношение к информации либо как к явлению естественному, очевидному и потому не требующему специального внимания, либо как к чему-то опасному, желательно регулируемому и дозируемому.
Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне общественных настроений и тем более вопреки им, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, свобода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого другого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ.
Так, стремительное снижение тиражей у ряда газет и журналов является, по мнению ряда экспертов, следствием не только причин, связанных с активным наступлением сетевых и цифровых технологий, но и свидетельством в целом падения интереса ко многим печатным изданиям, ставшим в условиях рынка нс "штучными", а "усредненными". Их контент, как правило, – сугубо информационного характера или в псевдоаналитике бездоказательный, безапелляционный, с изначальной заданностью в оценках явлений или событий, причем еще и с обилием элементарных ошибок. Другая крайность – непропорционально большой объем текстов развлекательного характера. Мало спасают в этом случае даже электронные версии газет и журналов на их же сайтах, поскольку оказываются чаще всего зеркальным отражением недостатков печатных версий.
Индивидуальные проявления человеческой "творческости" трудно найти и на радио, и на телевидении, которое Владимир Познер однажды остроумно назвал "конвейер плюс театр". Отсюда объяснение феномена популярности социальных сетей как способа самоидентификации, объяснение стремительного "клонирования" их в виртуальном пространстве и продуктов Интернета – в сознании людей.
Вместе с тем в последнее время в правовое поле современной журналистики были внесены принципиальные изменения, которые де-факто уравнивают информационные и иные права "традиционных СМИ" и "массмедиа XXI в.". Так, в 2011 г. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ) и Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" были дополнены статьями принципиального характера, которые отражают как реализацию концепции информатизации современной России, так и переход на современные цифровые стандарты телевещания. Закон о СМИ был принят, как известно, в 1991 г. Безусловно, никто, в том числе и его составители, не могли предвидеть грядущее развитие информационных технологий, стремительное распространение информации в Глобальной сети. В этой связи отсутствовали законодательно установленные критерии, в соответствии с которыми информация, распространяемая через Интернет, признавалась бы продукцией СМИ, а такие сайты регистрировались бы в качестве средств массовой информации. Не случаен, к примеру, и тот факт, что так ничем закончились и многочисленные попытки разработать Закон "О телевидении". Разработчики всякий раз, что называется, догоняли "ушедший поезд".
В данном же случае в результате нововведений в Законе о СМИ в статье 2 под сетевым изданием понимается "сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим законом"; под продукцией СМИ понимается "отдельный выпуск либо обновление сетевого издания"; под распространением продукции СМИ – "предоставление доступа к сетевому изданию"[3]. Таким образом, что важно для дальнейшей практики, интернет-сайт признается средством массовой информации, продукция которого распространяется в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем необходимо акцентировать внимание и па том, что принцип добровольности регистрации сайта в качестве СМИ сохранился. Новая редакция статьи 8 указывает на то, что "сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не зарегистрированный в качестве СМИ, средством массовой информации не является"[4]. Те, кто будут знакомиться с новой редакцией Закона о СМИ, должны обратить внимание и на тот факт, что изменения коснулись также необходимости указания в заявлении о регистрации сетевого издания ссылки на доменное имя данного издания, что ранее (при регистрации электронного периодического издания) не практиковалось. При изменении доменного имени сетевого издания учредитель СМИ будет обязан в месячный срок уведомить регистрирующий орган о таком изменении.
Почему так важно акцентировать внимание на данных законодательных и нормативных изменениях? Да по той простой причине, что все большая субъективация процессов формирования, распространения и потребления массовой информации выводит проблематику психологии журналистики в разряд не просто остро актуальных, но и, повторим, прикладных для медийной практики. Ведь СМИ станут действенным инструментом формирования развитого общества будущего лишь в том случае, если своим ОГЛАВЛЕНИЕм и формой будут систематически способствовать развитию человеческой индивидуальности – причем как при производстве, так и при потреблении различных видов контента; если также будут способствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к информации, обеспечивать полную информированность – в пределах обусловленных законодательством – отдельных социумов и граждан. И это актуальная проблематика уже не только технологического, нравственноэтического, собственно массово-коммуникационного характера, но и психологического. Ведь все это находится в центре исследований психологии журналистики как научно-практической дисциплины.
Милан Кундера в романе "Бессмертие" сформулировал одиннадцатую заповедь как право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества – это всегда симптом болезни последнего, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического характера при посредстве массмедиа тесно связаны с политическими, экономическими, рядом других. По рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.