Лекция 3. ПСИХОЛОГИЯ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА

Мало кто сомневается, что успех организации в достижении ее целей во многом зависит от ее руководителя, от его умения вдохновить людей на достижение целей, внушить уверенность в собственные силы, ясно, четко, доступно сформулировать цели и задачи, определить стратегию, выдвинуть ориентиры ее развития, и придать подчиненным энтузиазм для их достижения. Все эти качества руководителя объединены в понятии "лидерство".

Лидерство — ключевой компонент эффективного управления организацией. И это представление относится не только к предпринимательской деятельности, лидерство также играет ключевую роль в политике, спортивных состязаниях, муниципальном управлении, благотворительной деятельности и многих других сферах жизни человека.

Оправдано ли это представление? Действительно ли лидеры играют такую большую роль в формировании благосостояния организаций? Почти столетние исследования этой темы подтверждают, что это так. Эффективное лидерство является ключевым фактором в организационном успехе. Поэтому будет уместно рассмотреть тему лидерства более подробно. В этой главе мы обобщим разнообразную информацию об этом сложном процессе. Чтобы облегчить эту задачу поступим следующим образом. Сначала мы рассмотрим некоторые отправные пункты теории лидерства — что это такое и почему менеджер совсем не обязательно всегда является лидером. Затем мы исследуем виды лидерства и сосредоточимся на основных чертах лидеров и на их поведении. Наконец, рассмотрим некоторые теории лидерства и остановимся на отношениях между лидерами и их подчиненными.

Сущность руководства и лидерства

Интерес к сущности лидерства возник еще у античных философов, однако научные исследования психологии лидерства (и подчинения лидеру) начались только в XX в. Ученые исследовали различные стороны этого сложного явления, придавая термину "лидерство" различные значения, и к настоящему времени определились три направления понимания и направления исследования лидерства в организациях:

— лидерство как воздействие на членов группы, которое обеспечивает внутригрупповое взаимодействие, направленное на решение общих проблем;

- лидерство как процесс влияния па деятельность группы, направленный на ее сплоченность для достижения целей;

- лидерство как процесс воздействия на поведение людей, эффективность которого зависит от личных качеств лидера и последователей, а также от особенностей конкретной ситуации.

Эти определения имеют три общих компонента. Во-первых, каждое из них указывает на то, что лидер должен иметь последователей. Никто не может быть лидером без людей, которых ведут в определенном лидером направлении. Во-вторых, определения предполагают, что менеджер — лидер имеет большее влияние на подчиненных, чем они на него. В-третьих, лидерство предполагает воздействие на последователей для достижения ими общих групповых целей.

Обобщая, определим лидерство как процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с определенными задачами и целями.

Обратим внимание на то, что согласно этому определению, лидерство — это, прежде всего процесс, в котором лидер координирует деятельность и даже изменяет взгляды подчиненных. Вторая черта, отраженная в определении — лидер "влияет". Это означает, что люди подчиняются ему не только под страхом наказания (хотя бывает и такое), но в силу его авторитета, опыта или еще каких-либо качеств, которые отличают его от диктатора, опирающегося на грубую силу.

Дело в том, что долговременные продуктивные для организации отношения между лидерами и ведомыми (их подчиненными) должны основываться (по крайней мере, частично) на положительных эмоциях. Другими словами, ведомые признают влияние лидера, потому что они уважают его, признают его профессиональный авторитет или восхищаются его моральными качествами, а не просто, потому что он занимает высокую должность или наделен формальной властью.

Вышеприведенное определение также предполагает, что лидер координирует деятельность подчиненных, чтобы достигнуть определенных целей организации, т.е. лидеры сосредоточиваются на управлении таким поведением ведомых, которое непосредственно связано с достижением организационных целей, и они гораздо меньше обеспокоены действиями или отношениями подчиненных, которые являются несоответствующими таким целям.

Наконец, обратим внимание, что определение, подчеркивая центральную роль влияния, подразумевает, что лидерство — двусторонний процесс. Хотя лидеры действительно влияют на подчиненных различными способами, на лидеров также влияют их подчиненные. Можно сказать, что лидерство существует только относительно подчиненных. В конце концов, невозможно быть лидером, если никто этого не признает.