Лекция 5. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
После изучения главы 5 бакалавр должен:
знать
• теории и технологии обучения, воспитания и духовного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;
• способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
• способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
• способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь
• проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
• создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
• использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
владеть
• способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
• способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
• способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
• способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Основы психологии образования
От педагогической психологии к психологии образования. Психологические основы субъектности образования. Психология исследовательской деятельности как основа развития субъектности образования. Развитие одаренности в образовании.
От педагогической психологии к психологии образования
Активное развитие психологии образования в начале XXI в. как специального направления психологической науки и практики можно рассматривать в качестве нового этана развития базовых проблем психолого-педагогического знания, основы которого закладывались на рубеже XIX и XX вв. в русле педагогической психологии.
Начало становления педагогической психологии как отдельного направления психологического знания и практики в нашей стране связано во многом с именем Петра Федоровича Каптерева (1849–1922) ("Педагогическая психология", 1883; 1914). Сам термин в научный оборот в нашей стране вводится фактически с 1874 г., когда журнал "Народная школа" начинает публиковать главы из готовящейся книги Π. Ф. Каптерева "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц" (отдельным приложением к журналу выходит в 1876 г.). Данный труд уже по своему названию показывает общую направленность складывающейся отрасли знания: содействие практикам образования в их педагогической деятельности, вооружая их психологическим знанием.
Основные акценты в своих трудах Π. Ф. Каптерев ставил на вопросах психологических основ образовательного процесса. При этом образовательный процесс он рассматривал как "выражение внутренней самодеятельности человеческого организма", как "развитие способностей"[1]. При этом затрагивались природные, социальные и личностные составляющие процесса образования человека. Хотя основные работы этого периода базировались на описательном методе, в них давался глубокий анализ психологических потенциалов сложившихся культурных средств развития (игра, сказка и др.).
С. Л. Рубинштейн в 1922 г. опубликовал статью "Принципы творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики", которую во многом можно рассматривать как начало становления теоретического направления психологии образования, базирующейся на деятельностном основании понимания природы развития личности как процесса становления субъектности.
В данной статье заложена базовая идея, потенциал которой, пожалуй, стал активно развиваться только в последние годы в рамках психологии образования – "в творчестве созидается и сам творец". "Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое"[2]. При этом отмечается, что "завершенная индивидуальность не значит изолированная единичность"[3].
В 1920-с гг. активно развивалась педология – как особое направление психолого-педагогической науки и практики, связанное с именами Π. П. Блонского, М. Я. Басова, Л. С. Выготского.
Педология (от греч. παιδός – дитя и λόγος – знание) – направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребенка. Термин в настоящее время сохранил лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований вошла в возрастную психологию, психологию детства и педагогическую психологию.
В 1926 г. вышла книга Л. С. Выготского "Педагогическая психология"[4], которая во многом определила дальнейшую линию развития педагогической психологии. Данный фундаментальный труд начинался обсуждением проблемы психологии реакции и поведения, важнейших законов высшей нервной деятельности человека, т.е. роли биологических (природных) факторов развития. В работе обсуждаются психологическая природа и педагогические возможности развития эмоций и чувств, внимания, памяти, воображения, мышления. Определяется значение социальной ситуации развития в становлении человека. Поднимается большое число вопросов, которые теперь стали отдельными направлениями психологии: психология одаренности и творчества, дифференциальная психология (проблема темперамента и характера), проблема развития высших психических функций (орудие и знак в психическом развитии), психология личности (проблема ее изучения). Ключевым вопросом книги стала проблема соотношения обучения и развития, предлагаемое решение которой, данное Л. С. Выготским, во многом определяет психологическую основу построения эффективного педагогического взаимодействия в образовательном процессе. На данный подход опираются сейчас не только отечественные психологи и педагоги, но он в полной мере принят практически всей мировой психологической наукой и педагогической практикой.
Вторая половина XX в. насыщена глубинными исследованиями в области педагогической психологии. В данных исследованиях раскрывался развивающий потенциал общения (М. И. Лисина), игровой деятельности (Д. Б. Эльконин), мотивации и воли (Л. И. Божович), учебной деятельности (В. В. Давыдов) и др. Если проанализировать работы ведущих отечественных психологов этого периода, ставшие классическими для психологии образования, то можно смело утверждать, что смысловой доминантой в большинстве из них выделяется проблема становления активной, деятельной личности. Обсуждались предпосылки, условия и внутренняя позиция как детерминанты становления не только социальной единицы, но скорее уникальной личности (В. С. Мухина).
По сути дела, в отечественной психологии основной вектор развития психологических исследований в течение почти 150 лет так или иначе во многом находился в русле педагогической психологии. Однако с развитием психологической науки в целом, а также в связи с активным становлением психологической практики в последние десятилетия, направления, проблематика и методы исследований, закрепленные за специальностью "Педагогическая психология", были сильно редуцированы, если сравнивать их с изначальным кругом научных проблем, разрабатываемых в работах Π. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна.
В последние десятилетия в работах по педагогической психологии фактически затрагивается в основном тема психологических основ учения (Η. Ф. Талызина), а также становление субъекта учения в результате специально организованных педагогических воздействий (И. А. Зимняя). В некоторых случаях (но уже давно не во всех) также затрагиваются проблемы психологии воспитания и психологии педагогического воздействия. В большинстве современных работ по педагогической психологии выпущены вопросы социальной психологии образования, а также вопросы о внутренних ресурсах развития личности, хотя они в определенной мере являются ключевыми в собственно психологической составляющей психолого-педагогической проблематики.
В связи с этим не случайно выделение такого направления психологической науки и практики, как "психология образования", имеющего свою специфику, но неразрывно связанного с педагогической психологией.
Психология образования может рассматриваться как направление фундаментальных исследований закономерностей развития и функционирования социума и личности, взаимосвязи природного, социального, культурного и индивидуального в становлении человеческого в человеке, механизмов, средств и путей преобразования развития в саморазвитие. Психология образования раскрывает значимые вопросы культурного становления человека в онтогенезе, психологические механизмы и процессы развития высших психических функций, когнитивных способностей, личностных потенциалов и способностей.
Психология образования может пониматься как активно развивающаяся отрасль прикладной психологии. Психология образования позволяет, базируясь на понимании закономерностей психического развития и личностного становления человека, выстраивать адекватные социальные условия образовательных систем с целью эффективной социализации человека через приобщение его к духовному богатству культуры и выведение на активную позицию субъекта творческой деятельности.
Психология образования в прикладном аспекте:
– сопровождает социально-психологические позиции учителя и ученика в ситуации их взаимодействия в процессе обучения и воспитания;
– задает психологические основания для создания эффективных условий развития познавательных процессов учащихся, позволяет наиболее эффективно и продуктивно выстроить образовательный процесс;
– обеспечивает психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося с учетом его возрастных потенциалов, личностных особенностей и социальной ситуации развития;
– содействует психическому, физическому, духовному развитию человека и образовательной общности;
– задает ориентиры и критерии оценки эффективности образовательных условий для развития познавательных процессов, личностных потенциалов, способностей обучающихся.
В социально-организационном аспекте психология образования стала прикладной отраслью, институализированной в форме психологической службы в образовании. В научном аспекте психологическая служба в образовании задает методологические и теоретические основания разработки программ, способов, средств и методов применения психологических знаний в конкретных образовательных условиях. В прикладном аспекте психологическая служба в образовании реализует психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и психологические основания дидактических и методических материалов. В практическом аспекте психологическая служба в образовании осуществляет непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях разного типа и специальных центрах с целью психологического сопровождения учащихся, педагогов, социальной общности образовательных учреждений.
Смысловой доминантой развития психологии образования, заложенной еще в начале XX в., можно определить содействие становлению субъектной позиции человека на основе понимания закономерностей психического развития личности.
При этом само образование мы можем рассматривать в нескольких аспектах:
1. Образование как одна из принципиально значимых функций социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности, обращенная к каждой конкретной личности с целью ее развития и социализации. Процесс образования реализуется через трансляцию культуры и социальных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. В своем функциональном отношении образование распределено по всей системе человеческих отношений.
2. Образование как организованный процесс осуществляется специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений. Для одних социальных институтов образование выступает основным ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей (школа всех уровней, педагогическая профессия). Для других социальных институтов смысл их существования не исчерпывается реализацией функции образования, но без нее они немыслимы (семья, государство, церковь). В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции образования в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты.
3. Образование как процесс развития психических и личностных потенциалов человека, его социализация, становление его субъектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе. Образование может пониматься как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, становление универсальных и специальных способностей, формирование мировоззрения и присвоение определенных форм жизнедеятельности.
В процессе образования происходит передача от поколения к поколению духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение в деятельности навыками, умениями, способностями. Первичная основа образования на личностном уровне – это присвоение опыта действия через имитацию и подражание (К. Лоренц, Р. Шовен и др.), самостоятельная исследовательская активность (И. П. Павлов, А. Н. Поддьяков и др.), а также присвоение образа действия через интериоризацию знаковых систем (по Л. С. Выготскому). Основной путь получения образования в современных социальных условиях – обучение и воспитание в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном и нравственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в социально значимой деятельности.
Таким образом, образование мы можем рассматривать на трех различных уровнях:
1) социокультурном – как функцию самовоспроизводства и развития общества и культуры;
2) институциональном – как специально организованный процесс целенаправленного воздействия на процесс развития и социализации человека, осуществляемый специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений;
3) личностном – как процесс развития психических и личностных потенциалов человека, становление его субъектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе.
При этом образование и на институциональном, и на личностном уровнях происходит всегда в конкретных исторических социокультурных реалиях. Так как эти реалии становятся все более динамичными, то естественно требуются изменения и в процессе и условиях образования.