Психология лоббистской деятельности
Основой любого процесса лоббирования в Государственной Думе РФ являются базовые потребности и мотивационная стратегия групповых интересов. Потребность, нашедшая свой предмет, преобразуется, согласно А. Н. Леонтьеву, в мотив, непосредственный стимул деятельности. ОГЛАВЛЕНИЕ корпоративных процессов образует глубоко интериоризированные экономические, идеологические и политические установки, выражающие определенные приоритеты и ценности.
Анализ деятельности Государственной Думы РФ с позиций политической психологии позволяет представить, посредством чего групповые ценности и установки проникают в индивидуальную психику депутата, психологию поведения фракции, фракционной группы, парламента, а также установить, какое влияние оказывает психологическое воздействие на законотворческие процессы.
Реальная психология лоббистской деятельности в парламенте представляет собой продукт взаимодействия, взаимоналожения мотивационных, коммуникативных и аффективных процессов. В основе лоббирования в Государственной Думе РФ лежит механизм идентификации групповых интересов с общественными. Специфичность объекта и предмета лоббирования предполагает многообразие видов группового давления.
Анализ лоббирования в российском парламенте, а также сложившаяся практика отстаивания групповых интересов за рубежом показывают наличие множества различных видов лоббирования. Исследование их, на наш взгляд, наиболее плодотворно посредством выделения формы и содержания существующих видов лоббирования. Форма фиксирует многообразные модификации содержания, способы его существования и проявления. ОГЛАВЛЕНИЕ представляет подвижную, динамичную сторону определенной формы лоббирования.
По форме виды лоббирования в Государственной Думе РФ можно подразделить на непосредственное и опосредованное, спланированное и спонтанное, плюралистическое и корпоративное, ситуационное и стратегическое, законное и незаконное (криминальное), а также прямое и косвенное.
По содержанию виды лоббирования делятся на активное и пассивное, эмоциональное и рациональное, разовое и постоянное, индивидуально-обособленное и взаимоподдерживающее (перекрестное), эффективное и неэффективное, конструктивное и неконструктивное.
Непосредственной лоббистской деятельностью в Государственной Думе РФ считается такой политический акт продвижения закона (поправки и т.п.), при котором субъект лоббизма сам является организатором и исполнителем всего процесса лоббирования от разработки плана, поиска точки доступа, организации внесения закона (поправки) на рассмотрение парламента, обеспечение необходимых мер для его принятия. В свою очередь, опосредованная лоббистская деятельность – это такая деятельность, при которой субъект лоббирования не сам занимается лоббированием, а договаривается с какой- либо организацией, фирмой, юридическим или физическим лицом, работниками госаппарата и т.д. об осуществлении ими комплекса мер, конечным результатом которых будет принятие парламентом поправок или законов.
Опосредованная лоббистская деятельность осуществляется также путем формирования и поддержки работы групп давления и воздействия как с их помощью, так и непосредственно через государственные институты и общественное мнение на депутатов и парламент в целом.
Как непосредственный, так и опосредованный лоббизм своей психологической основой имеют особый вид профессиональной и психологической деятельности, основывающейся на специальных психотехнологиях воздействия, опирающихся на соответствующие умения и навыки. При этом, поскольку опосредованный лоббизм не предусматривает личное взаимодействие с парламентариями, коммуникативный процесс осуществляется опосредованно.
Спланированный лоббизм в Государственной Думе РФ характеризуется наличием определенного плана действий, включающего исследовательско-аналитическую работу, четко обозначенные цели, задачи, способы и методы их достижения, перечень союзников, вопросы координации с различными субъектами лоббистской деятельности и другие основные и вспомогательные работы по отстаиванию групповых интересов в парламенте. Спонтанный лоббизм – явление очень редкое.
Лоббистская отрасль поглощает внушительные финансовые средства. Многочисленность субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте, их разнородность и специфичность требуют выделить и такой признак, каковым, на наш взгляд, является интерес, из-за которого лоббирующие группировки ведут нелегкую борьбу. В этом аспекте, по аналогии с зарубежными исследователями, весьма продуктивно деление лоббистской деятельности на плюралистическую и корпоративную.
Плюралистическая лоббистская деятельность, как правило, имеет место в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются разные интересы нескольких групп. Корпоративное же лоббирование осуществляется монополистами той или иной сферы общественной жизнедеятельности.
Корпоративное лоббирование, как показывает анализ группового давления на российский парламент, осуществляется по нескольким направлениям. Первый путь – это давление как бы снизу вверх, когда субъекты интереса установившимся в обществе порядком отстаивают свои интересы. Второй путь – договор, контракт с наиболее могущественной депутатской группой о взаимной поддержке. В обмен на предмет договора монополисту группой парламентариев (в лице их руководителя) гарантируется отстаивание его интересов. Такой процесс, как правило, носит скрытый характер.
Если в первом случае можно говорить о лоббировании как давлении на парламент со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббировании как обмене или контракте между группой депутатов и исполнительно-распорядительной властью. Третий вариант – это формирование тройственных союзов. Монополист вступает в союз, с одной стороны, с президентскими и правительственными структурами, с другой – с депутатским корпусом. Подобный лоббизм наиболее активно используется РАО "Газпром", "ЛУКойл", "Роснефть", АПК, ВПК и др. При корпоративном лоббировании группы интересов сравнительно немногочисленны, функционально упорядочены (каждая группа отвечает за какую-то особую категорию интересов), иерархичны.
Плюралистическое лоббирование в Государственной Думе РФ, как правило, имеет своей основой первый путь продвижения интересов – снизу вверх. Для представителей данного типа лоббизма два других пути, по сути, невозможны из-за особой своей природы, опосредованной приоритетом наличия множественности субъектов интересов.
Плюрализм – такой тип представительства интересов, когда под влиянием жизненных обстоятельств организуются многочисленные группы давления по какой-либо актуальной проблеме. Главным признаком лоббистского плюрализма является конкуренция, свободное соревнование групп давления в их воздействии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род картельного соглашения, функциональная дифференциация и монополия определенных групп на представительство определенных интересов.
Еще одним видом лоббистского воздействия на российских парламентариев является ситуационное и стратегическое лоббирование. Ситуационное и стратегическое лоббирование отличаются но фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия на парламент. Для ситуационного лоббирования характерно стремление реализовать сиюминутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу, приносящую дивиденды не столько сегодня, сколько завтра, послезавтра.
В основе ситуационного лоббирования лежат ситуационные установки, точнее, установки на ситуацию. Стратегическое же лоббирование в своей основе имеет установку на объект. Преобладание установок у одних на ситуацию, у других на объект отражает различие структуры и иерархии потребностей субъекта лоббистской деятельности.
Стратегическое лоббирование выражает групповые интересы, ориентированные на конкретные потребности, отвечающие базовым мотивационным тенденциям развития общества. Высший уровень их диспозиционной иерархии (В. А. Ядов), как правило, образуется системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.
В нынешней лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ предостаточно фактов криминального характера. Сюда можно отнести, с известной долей осторожности, утверждение СМИ о том, что криминальный мир тоже занимается лоббистской деятельностью. Однако в силу чрезвычайной засекреченности подобной деятельности разыскать материалы на эту тему практически невозможно.
В определенной мере незаконной, а в ряде случаев и криминальной является практика "стимулирования" принятия того или иного законодательного акта, поправки к закону. Из зарубежных источников известно, что в последние десятилетия в США почасовые ставки влиятельных лоббистов доходили до 400 долл. А некоторые контракты кроме общих условий оплаты труда содержали еще экстрастимулы. Так, если лоббист добьется официального внесения законопроекта в конгресс – 7 тыс. долл., одобрения его комитетом – 10 тыс. долл., одобрения сенатом или палатой представителей – 25 тыс. долл.
Судя по сообщениям печати, в российском парламенте также практикуются экстрастимулы, в том числе и путем выплат определенных денежных сумм. Рассмотренные выше виды лоббизма, характеризующие процесс лоббирования, не принимают во внимание те вариации, которые возникают при взаимодействии субъекта лоббирования с объектом. В этом случае по методам своей деятельности лоббизм делят на прямой и непрямой (косвенный). Прямой – это классический в общепринятом смысле слова лоббизм, который осуществляется при непосредственном контакте лоббиста с депутатом или другим субъектом, пользующимся конституционным правом законодательной инициативы.
Соответственно непрямым считается лоббизм, в котором такие контакты либо отсутствуют, либо имеются, но с лицами, не обладающими непосредственным правом вносить законопроекты в парламент, но имеющими возможность оказывать эффективное влияние на законодательный процесс.
Психологической основой непосредственного лоббирования является лоббистский контакт, обаяние, убеждение, внушение, психологическое заражение. Все это проявляется как в индивидуальном аспекте, так и в случаях воздействия на группу. В арсенал лоббистской деятельности входят даже и такие методы психологического воздействия, как угрозы, шантаж, принуждение.
Лоббистский контакт означает любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента облеченному правом принятия федеральных законов, федеральных административных актов, бюджета РФ, финансирования федеральных программ, назначения на должности, требующего утверждения парламентом. В Конституции РФ приведен обширный перечень прерогатив парламента, состоящий из множества пунктов.
Процесс лоббирования – это, по существу, двухстороннее действие, в котором обе стороны действуют взаимовыгодно. У лоббиста свои цели, и, преследуя их, он снабжает парламентария соответствующей информацией. Депутат парламента тоже имеет свои цели, в связи с которыми рассматривает лоббиста как источник полезной, а то и крайне необходимой для него информации. Сумма подобных взаимоотношений в значительной мере определяет коммуникационный процесс между лоббистом и парламентарием.
Прямой лоббизм предполагает либо каждый раз при новой необходимости поиски нового законодателя, чтобы с его помощью отстаивать групповые интересы, либо использование так называемого встроенного лоббиста. Понятие "встроенный лоббист" к нам пришло из США, где под ним подразумевают конгрессменов, которые постоянно защищают определенные групповые интересы.
Термин "встроенный лоббист" означает, что данный законодатель постоянно или периодически выступает "за" или "против" законопроектов, соответственно выгодных или невыгодных определенным групповым интересам. Встроенный лоббист отстаивает групповые интересы безотносительно к чему бы то ни было, порой он не считается даже с тем, что его позиция может или будет противоречить общественным интересам. Вместе с тем по другим вопросам тот же законодатель совсем не обязательно будет встроенным лоббистом. Напротив, он вполне заслуженно может иметь репутацию деятеля, пекущегося об общественном благе.
Без раскрытия истинных движущих мотивов и финансовых источников массовых лоббистских кампаний в Государственной Думе РФ невозможно получить полную картину того, как лоббируется тот или иной вопрос, с какой целью и конечным результатом, чьи интересы он отстаивает. Перечисленные особенности и возможности непрямого лоббизма, будучи для многих влиятельных заинтересованных групп и российского парламента слишком важными, как раз и являются основной причиной стойкого сопротивления попыткам поставить прямой и непрямой лоббизм под власть закона.
Эффективность лоббистской деятельности во многом определяется степенью воздействия групп интересов. В этом отношении можно выделить активное и пассивное лоббирование. В ряде случаев, столкнувшись с первыми препятствиями, отдельные лоббирующие группы нс проявляют должной воли, настойчивости, упорства, не предпринимают дополнительные меры, а просто оставляют на произвол судьбы продвижение своих интересов. Подобное характерно для тех групп лобби, которые не обладают достаточными организационными и финансовыми возможностями, действуют вне контакта с другими лоббирующими группами.
Лоббизм осуществляется не только в виде индивидуально-обособленного давления, но и в виде группового – перекрестного. Проведенное исследование показывает, что для нынешнего российского парламента характерно деление лоббизма по таким признакам, как количество субъектов, участвующих в лоббировании группового интереса. Так, в ряде случаев отмечается индивидуально-обособленное лоббирование (наиболее многочисленное). В этом случае субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает свой групповой интерес.
Практика лоббистской деятельности в российском парламенте фиксирует и случаи перекрестного лоббирования (крайне редко). При таком подходе, в порядке взаимопомощи, стороны договариваются о взаимной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где у них лучше всего отлажены связи. Нередко также используется и коалиционное лоббирование.
Классифицируя парламентское лоббирование по видам, целесообразно обращать внимание на вид общения, используемого лоббистами в ходе данного процесса. В лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ используются все виды общения. С научной точки зрения, предпочтение тех или иных видов общения, используемых лоббирующими структурами в Думе, предполагает применение всей совокупности актуальных видов лоббирования, опирающегося на потенциал системы коммуникации.
Особенностью лоббирования групповых интересов в российском парламенте является четкое структурирование интересов, которое сложилось на протяжении всего периода существования института парламентаризма в России. Механизм лоббирования законов, постановлений, ратификации международных соглашений в Государственной Думе ФС РФ довольно разнообразен. В целом его можно разделить на такие структурные элементы, как предлоббирование, лоббирование и постлоббирование.
Множественность лоббирующих организаций, отражающих в своей совокупности социально-политическую и экономическую структуру общества, демократизирует это сложное социально-политическое и психологическое явление, делает его важнейшим атрибутом представительства интересов. Лоббизм выполняет роль своеобразного политического института, обеспечивающего более полное участие заинтересованных групп населения в государственном управлении. По сути, лоббизм есть процесс преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса в парламенте и отсутствием легитимного механизма его учета в деятельности Государственной Думы РФ.
Задействовав мотивационный фактор, лоббист добивается со стороны участника законотворческого процесса целенаправленных действий, организованности, заинтересованности. Чем выше актуализация мотивационных образований, тем больше заинтересованность участников законотворческого процесса. При сильном лоббирующем давлении принцип солидарности голосования в парламенте не действует.
Мотивация поведения депутата может быть как на сознательном уровне, так и на бессознательном. Парламентарии не всегда осознают мотивы своих действий, поступков, нередки случаи, когда они попадают под влияние группового давления, эмоций. Нередко реальные мотивы лоббирования существенно отличаются от тех, за которые их выдают. Мотивировка лоббирующей стороны может быть одна, а мотивация – совершенно другая. При этом ведущая роль в воздействии лоббирующих структур принадлежит ценностным и аффективным компонентам установок депутатов в психологических реакциях на воздействие лоббирующих структур.