Психология личности преступника
Преступник – это лицо, совершившее предусмотренное законом антиобщественное деяние (действие или бездействие) и признанное виновным в результате судебного разбирательства.
В уголовном праве встречаются различные термины личности преступника: лицо, совершившее преступление, субъект преступления, личность виновного.
При определении понятия личности преступника криминологи, судебные психологи обычно указывают на определенную систему свойств, характерных для лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние. Очевидно, что личность преступника – понятие составное. Оно образовано из общесоциологического ("личность") и социальноюридического ("преступник") понятий.
На личность человека существенно влияют возраст, пол, физические особенности, психологические качества, темперамент, знания, умения, навыки, привычки, функционально-ролевые признаки, формы психического отражения, психическая способность к вменению и др.
Наука и практика при определении общественной опасности личности преступника руководствуются следующими признаками: низменные мотивы преступления; особо жестокий или изощренный способ его совершения; рецидив; обстоятельства, лежащие за рамками преступления, – пьянство, употребление наркотиков и т.д. Понятие "общественная опасность личность преступника" означает, что данное лицо способно и в будущем пренебречь общественными интересами и совершить преступление.
Изучение личности преступника невозможно без выделения характерных типов и групп лиц, совершающих противоправные деяния. Выделяются три основных направления исследования личности преступника: биологическое, социально-демографическое и нравственно-психологическое.
Соотношение социального и биологического в человеке входит ныне в число наиболее значимых теоретико-практических проблем. В криминологии, юридической психологии, юриспруденции в целом отношение к биологическим причинам преступности неоднозначно. Как известно, преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании личностных особенностей преступника ведущее место отводится социальным, жизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию среды. Однако отрицать роль биологических свойств в формировании социальных качеств личности было бы ошибкой.
Возрастные особенности – определяющие в формировании личности. На каждом возрастном этапе развитие личности неодинаково. Отсюда и различная реакция на одни и те же жизненные ситуации у незрелого и умудренного жизненным опытом человека. С годами положительные социальные связи становятся обычно более прочными, устойчивыми и разветвленными. Богатый жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях.
Поведение во многом определяется также половыми особенностями, преломленными в психике конкретного человека. Ведущая роль в различном формировании психологии мужчин и женщин отводится биологическим различиям полов, опосредованным социальными факторами.
В процессе нравственного воспитания личности огромное значение имеют физические и психические особенности. Физические недостатки человека, состояние его здоровья могут оказать в определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование жизненных взглядов и привычек. Психические особенности (тип нервной системы, свойства памяти, мышления, воображения и др.) не менее существенно влияют на формирование личности и се взаимодействие с окружающей средой. Взаимоотношения эти могут быть настолько сложными, что трудно прогнозировать, какие именно свойства психики окажут благоприятное (или неблагоприятное) воздействие на формирование личности.
Таким образом, сами по себе индивидуальные биологические свойства нельзя считать причинами преступного поведения, но они порой играют существенную роль условий, способствующих негативному формированию личности.
Лица, совершившие преступления, обязательно характеризуются по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению, роду занятий, социальному положению, отношению к труду, месту жительства и др. Это их социально-демографическая характеристика. К ней тесно примыкает характеристика уголовно-правовая, направленность преступного посягательства, устойчивость антиобщественного поведения, степень организованности преступников, совершение преступлений рецидивистами и несовершеннолетними.
Социально-демографические признаки не дают исчерпывающего представления о личности преступника, ибо характеризуют ее только с внешней стороны. Поэтому особое внимание здесь следует уделять нравственно-психологическим свойствам личности.
Нравственно-психологическая характеристика включает в себя прежде всего социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психических процессов, свойств и состояний, так и приобретенным опытом. Особое значение имеют морально-политические, мировоззренческие и нравственные качества человека: взгляды, убеждения, оценки, ценностные ориентации.
В психологической и юридической литературе предпринимались попытки из всего многообразия качеств, потребностей и притязаний личности выделить наиболее существенные. Например, отношение к обществу, к людям, самому себе, семье, труду, занятиям, детям, к уровню и характеру потребностей и т.д.
К нравственно-психологическим особенностям относятся интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. Интеллектуальные свойства – это уровень умственного развития, объем знаний, жизненный опыт, широта или узость взглядов, ОГЛАВЛЕНИЕ и разнообразие интересов и т.д. Основу эмоциональных свойств личности составляют сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (темперамент). Волевые свойства характеризуют умение человека сознательно регулировать свою деятельность.
Из всех элементов преступления ближе всего к нравственно-психологической характеристике личности стоит субъективная сторона, а в ней – мотивы преступления и цели, поставленные перед собой преступником. Потребности, мотивы, эмоции непосредственно не наблюдаемы, они познаются опосредованно, путем умозаключений.
В криминальной психологии активно ведутся исследования по созданию основных типологий преступников. Судебно-психологическая классификация личности включает в себя следующие типы правонарушителей: асоциальный (менее злостный); антисоциальный (злостный); тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).
Асоциальный тип характеризуется несформировавшейся психикой, которая не способна удерживать личность от антиобщественного поведения. В основном это лица, впервые совершившие преступления.
Антисоциальный тип присущ личности злостного, профессионального преступника. Психика данного типа имеет устойчивую подсознательную антисоциальную направленность. Как правило, в эту категорию входят лица, неоднократно совершавшие преступления. По содержанию ценностио-ориентационной направленности различают преступников:
а) с насильственной направленностью, с посягательствами, сопровождающимися насилием над личностью (грабители, насильственные вымогатели, убийцы, насильники и др.);
б) с корыстной направленностью, посягающих на основное достояние общества – распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда (расхитители, воры, мошенники, вымогатели, фальсификаторы товара, взяточники и пр.).
К категории преступников, характеризующихся дефектами психической саморегуляции, относятся:
а) допустившие преступную халатность, бездействие;
б) совершившие преступление в результате чрезмерной самонадеянности;
в) нарушившие закон в состоянии сильного душевного волнения или в ответ на неправомерные действия других лиц;
г) ставшие преступниками в силу повышенной ситуативной дезадаптации[1].
Внутренняя регуляция социального поведения личности протекает одновременно на различных уровнях психики. Первый (низший) уровень составляют фиксированные неосознаваемые (оперативные) психологические установки, действующие в конкретных ситуациях. Следующий уровень образуют базовые социальные установки, определяющие общую доминирующую направленность интересов личности, устойчивость и характер различных видов деятельности. Далее идет уровень установок, представляющих собой систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения. В зависимости от социальной значимости действия и психического состояния индивида ведущая мотивационная роль принадлежит тому или иному уровню саморегуляции.
Общепризнанно, что важнейшая психическая форма поведенческой активности человека – волевое поведение. Но кроме него существует импульсивное преступное поведение, делящееся на несколько типов:
1) преступления, совершенные в состоянии глубокого опьянения (алкогольного или наркотического);
2) деяния, совершенные в состоянии аффекта;
3) преступления лиц, находящихся в болезненном состоянии или в состоянии усталости;
4) скоротечные преступления.
Следует отметить, что импульсивные преступления нуждаются в дальнейшем научно-практическом исследовании, особенно те, что были совершены трезвыми, психически здоровыми людьми, но с особой жестокостью, садизмом и без мотивации. Среди психологов бытует мнение, что подлинные мотивы человеческих поступков, в том числе преступных, как правило, не осознаются действующими лицами. Представляется, что мотив целенаправленного преступного поведения осознается лицом в той мере, в какой осознается цель.
В правовой психологии используется понятие "психические аномалии". Это такие расстройства личности и поведения человека, которые сами по себе не являются причиной совершения противоправных действий, но могут способствовать формированию отклоняющихся форм поведения. Особый интерес вызывают отдельные виды психопатии. Например, аффективные формы расстройств, истерическая, шизоидная, психастеническая психопатия. Психопатия может стать причиной как противоправного действия, так и совершения импульсивных преступных деяний. При психических аномалиях, не исключающих вменяемость, сохраняются (хотя с определенными изменениями) общие механизмы осознания и руководства своим преступным поведением. Психические аномалии носят приобретенный характер и не отождествляются с наследственностью. Аномалии чаще всего встречаются у лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования и др.), у рецидивистов, у лиц, ведущих аномальный образ жизни.