Лекция 1. Психология как наука

После изучения главы 1 студент должен:

знать

• круг явлений, изучаемых психологией;

• характеристику основных отраслей психологии и основных разделов общей психологии;

• особенности связи психологии с другими науками и се место в междисциплинарном пространстве;

• классификацию основных методов, применяемых в психологической науке;

• принципы построения научного психологического знания, критерии отличия научного знания от обыденного (житейского), художественного и псевдонаучного;

уметь

• выявлять проблемы, требующие психологического анализа;

• различать специфику научной, житейской, художественной и псевдонаучной интерпретаций психических явлений и фактов;

владеть

• навыками проблематизации и критического анализа различных типов психологических объяснений поведения и состояния человека и результатов его деятельности.

Чтобы понять науку, надо обратиться к пониманию человека.

С. Н. Булгаков

При каких обстоятельствах возникает необходимость психологического знания? Конечно, многие явления природы можно объяснить и спрогнозировать, не привлекая знания о психике. Однако психологическая причинность становится значимой и даже ведущей, когда мы переходим к реальности человеческой деятельности. Например, траектория русла реки зависит исключительно от особенностей ландшафта и потенциальной энергии водных масс, а выбор места строительства нового дома обусловлен не только географическим положением и доступным объемом финансовых средств, но и такими чисто психологическими факторами как стремление удивить соседей или наслаждаться красотой открывающегося из окна вида. Кажущаяся "эфемерность" психологических факторов нисколько не снижает их решающую роль в жизненной практике. Недаром наиболее успешные бизнес-проекты XXI в. имеют ярко выраженную психологическую направленность. Вспомним триумф Марка Цукерберга – создателя виртуальной социальной сети Facebook, тонко уловившего и использовавшего коммуникативные потребности миллионов людей. Основатель компании Apple и конструктор компьютера Macintosh Стив Джобс добился победы над конкурентами, делая ставку в первую очередь на психологическую, а не технологическую привлекательность своей продукции (графический интерфейс, компьютерная мышь, карманный формат и т.д.). Всемирная популярность таких развлекательных технологий как караоке (Daisuke Inoue, 1971) и тамогочи (компания Bandai, 1996) также вызвана точным попаданием в "психологические мишени".

Пренебрежение же психологией может привести к самым трагическим последствиям. В июле 2011 г. мир потрясла трагедия в молодежном лагере на норвежском острове Утойя. Маньяк-одиночка Андерс Брейвик расстрелял 62 подростка. Большой части жертв можно было бы избежать, если бы персонал лагеря не попал в психологическую ловушку. Преступник использовал "отвлекающий" теракт в Осло, после которого появился на острове, где и совершил свое заранее спланированное кровавое преступление. Никому в голову не пришло проверить документы у прибывшего на остров человека в полицейской форме – состояние психологического напряжения после случившегося резко подняло планку доверия к любому человеку, олицетворяющему собой власть и защиту.

Итак, необходимость психологического знания возникает там, где нельзя адекватно объяснить ситуацию и предсказать ее развитие без учета человеческой субъективности. Подавляющее большинство ситуаций имеет "психологическую нагруженность", так как любая деятельность замыкается на человеке и нацелена на то, чтобы сделать его жизнь более продуктивной и счастливой. По меткому выражению А. Г. Асмолова, мы живем в начале "психозойской" эры, когда роль психологии неуклонно возрастает. Дадим еще раз слово гению психологически ориентированной инноватики С. Джобсу: "...одной технологии недостаточно. Только технология в союзе с гуманитарными науками дает результат, который заставляет наши сердца петь" (из выступления на презентации iPad 2,2011).

Приступая к изучению психологии, очень важно понять, каково само- восприятие современной психологической науки или, говоря другими словами, отрефлексировать методологические основания ее построения. Что представляет собой классическая и современная психология? В чем ее специфика по отношению к другим научным дисциплинам? Насколько и в каком смысле научно психологическое знание? Существует ли единая наука, именуемая "психология"? Вот круг проблем, которые освещаются в первой главе.

Для установления статуса и содержания психологии мы будем отталкиваться от наиболее широкого определения науки как "систематически организованного процесса превращения неизвестного в известное". Основными задачами научной психологии являются: описание, объяснение, прогнозирование и конструирование (создание, формирование) психических феноменов. Приведенное определение позволяет нам сконцентрировать внимание на том главном аспекте научной формы освоения психологической действительности, который отличает ее от других культурных форм познания психологических свойств и состояний человека (религии, искусства, здравого смысла и т.п.). Оно устанавливает глубинный, не подверженный изменению смысл научной деятельности, тогда как конкретные познавательные и исследовательские стратегии могут значительно различаться.