Психологический реализм. Личность ответственно и должно вбирать в себя культуру во имя братства людей и преодоления их эгоцентризма
Психологический реализм - художественное направление модернизированного реализма (т.е. реализма, вобравшего в себя некоторые достижения модернизма), сосредоточенного на психологическом анализе героев. Английский критик Дж. Куддон дает следующее определение этому направлению: "Психологический реализм - художественное направление, проявляющее себя в психологическом романе (psychological novel), который концентрирует внимание на внутренней жизни героев, их мыслях, чувствах, умственном и духовном развитии, а не на их внешней деятельности"1.
Художественная концепция
Культура размыкает одиночество личности, включает ее в человечество и одаривает ответственностью перед ним. В XX в. искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с убыстрением и нарастанием катастрофичности общественного развития, с коллизиями, порожденными научно-техническим прогрессом, с глобальными политическими, экологическими, нравственными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества. Психологический реализм (Г. Бёлль, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзюпери, И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини, С. Креймер) ответил на рожденные социальными процессами XX в. новые запросы.
Психологический реализм - художественное направление XX в., выдвигающее концепцию: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма.
Психологический реализм утверждает, что общение людей на основе культуры и высшая форма общения - любовь - средство преодоления одиночества и абсурда бытия, дорога к человечеству и к смыслу жизни.
Художественная концепция психологического реализма: необходимо преодолеть некоммуникабельность людей, разомкнуть и преодолеть "экзистенциальную обреченность" человека на одиночество.
Широкий концептуальный характер присущ высказыванию У. Фолкнера, писавшего, что христианство - это индивидуальный кодекс поведения человека, посредством которого он улучшает свою природную сущность... Независимо от символа - будь это крест, распятие или что-либо иное, - он, символ этот, служит человеку напоминанием о его, как члене человеческого общества, долге. Он не может научить человека добру, подобно тому, например, как учебники преподносят ему начала математики.
Христианство помогает человеку обнаружить самого себя, выработать для себя определенный моральный кодекс... дает несравненный пример страдания, жертвенности, обещания и надежды. Психологический реализм проявился в литературе, театре, кино.
Литература
А. де Сент-Экзюпери (1900-1944) утверждает человека действия: "Если я не участник, то кто же я?" Писатель - за всеобщее братство людей. Идея его "Маленького принца": человек не может быть счастлив на Земле, если на далекой звезде кто-то бедствует. Пафос творчества Сент-Экзюпери полно соответствует художественной концепции психологического реализма. Сент-Экзюпери утверждает решающее значение в современной жизни общения людей, преодоление их разобщенности.
Лейтмотив творчества Э. Хемингуэя: полнота жизни человека не столько в успехе, сколько в сознании того, что он сделал все, что мог, для выполнения выпавшей на его долю задачи. В повести "Старик и море" есть мысль - центральная для прозы Хемингуэя: "Человека можно убить, но победить его невозможно". В романах "Иметь и не иметь" и "По ком звонит колокол" писатель приходит к идее человека для людей: нет человека, который был бы "как остров, сам по себе". Эта истина - нравственная основа его героев, стремящихся к справедливости, вариант художественной идеи ответственности человека.
Современный реализм воодушевляется гуманизмом. Финальная сцена повести "Хлеб ранних лет" Генриха Бёлля: несмотря на бедствия, через которые пришлось пройти Вальтеру Фендриху и Хедвиг, они находят друг друга и те "два гроша надежды", без которых нет жизни, а есть лишь существование в "разъятом" мире, в распавшемся времени. Вальтер - лирический герой повествования, говорит:
Никогда раньше я не понимал, что бессмертен и в то же время так смертен; я слышал, как кричали дети, убитые в Вифлееме... я обонял дыхание львов, разрывавших на части мучеников, ощущал их когти, впившиеся в мое тело, как шипы, ощущал соленый вкус моря, горечь капель, поднявшихся из бездонных морских глубин; я созерцал картины, вышедшие из своих рам, как река выходит из берегов, ландшафты, которых никогда не видел, и лица, которых не знал; и сквозь все эти картины мне сияло лицо Хедвиг... Любовь у Бёлля выступает как средоточие смысла жизни и источник бессмертия человека.
Человечество входит в сознание героя. И жизнь героя входит в бытие человечества. Так размыкается круг. Конечная, ограниченная смертью, бессмысленная жизнь обретает смысл в человечестве. Размыкая любовью эгоцентрически замкнутый круг бытия человека-одиночки, герой Белля находит путь к людям, к человечеству, к смыслу жизни.