Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах
Психологическая наука не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах, а также анализу закономерности возникновения, функционирования и развития психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях.
Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.
Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те "ячейки", в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные. На этих ценностях потом строятся общество и экономика в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются, для самоутверждения). В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Различают следующие виды малых групп:
1. Формальные группы, имеющие официально заданную извне структуру.
2. Неформальные группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий се членов.
3. Слаборазвитые группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
4. Высокоразвитые группы – давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, сплоченности и т.д. Высшей формой развития малой группы является коллектив.
5. Коллектив – высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Характерными признаками коллектива, отличающими его от других форм объединения людей являются:
– направленная на общий для всех людей объект деятельность, в процессе которой они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.;
– реальные признаки организованного объединения людей, имеющего четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой являются доверенные лица (руководители);
– присущие всем членам коллектива общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
6. Диффузные группы – случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.
7. Сплоченные группы, объединенные тесными взаимоотношениями людей.
8. Референтные (эталонные) группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
9. Нереферентные группы (группы членства), в которых люди реально включены и трудятся.
Любая группа имеет ту или иную структуру – определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.
Всестороннее изучение психологии малой группы предполагает осмысление прежде всего психологической структуры[1], которая, как правило, включает:
1. Композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
Необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.
2. Подструктуру эмоциональных межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей членов группы, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии[2].
Социометрия даст возможность выявить наличие у членов группы устойчивых взаимных предпочтений, на основе которых можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в данной группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т.д. Данный метод также позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности.
3. Коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними, так и с внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных связей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами.
4. Подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием их способности играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
В целом малая группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт составляющих группу людей и которые функционируют в виде:
– групповых взаимоотношений;
– групповых устремлений;
– групповых мнений;
– групповых настроений;
– групповых традиций.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно, в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период. Между тем данная система чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие составляющие их элементы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются взаимопонимание и взаимоотношения.
Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность, которая представляет собой точность психического отражения одной личностью другой, и идентификация, т.е. отождествление одним индивидом своей личности с личностью другого. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.
Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.
Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией – эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание – переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие – это еще и личностное отношение к переживаниям другого. Существует также деятельностная эмпатия – соучастие, представляющее собой не только переживание за другого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.
Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент, который включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.
Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние "удовлетворенности – неудовлетворенности" группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют "симпатии – антипатии" (проявляются только на эмоциональном уровне), "привлекательность – непривлекательность" (включается момент притяжения или отталкивания). Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, получившего название "совместимость – несовместимость" людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов:
– общественно-политические – взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе;
– служебные – взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей;
– внеслужебные – отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех членов малой группы, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в реализации всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса.
Принцип сплоченности подразумевает формирование навыков взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания у всех членов группы. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. В устремлениях последних комплексно и обобщенно выражаются, прежде всего, объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления, подобно компасу, ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточные результаты жизни и деятельности человека. Устремления в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.
Цели – это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.
Потребности группы – это то, в чем она и ее члены нуждаются.
Мотивами для малой группы становятся побудительные силы совместной деятельности ее членов, заставляющие последних заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:
– ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;
– организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;
– индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.
Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.
Групповое мнение выступает в качестве показателя развитости, сплоченности группы, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Мнение группы выполняет следующие функции:
– информационную, показывающую, на каком этапе развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;
– воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;
– оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне се.
Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него группа влияет на каждого своего члена, прежде всего, посредством:
– информирования о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;
– предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям;
– постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме похвалы, одобрения, порицания, осуждения.
Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и в отрицательном влиянии на личность.
Эффективность воздействия группового мнения объясняется следующим:
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая его активное стремление к самосовершенствованию);
б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;
в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.
В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:
1) члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему;
2) члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, постепенно превращаясь в общую точку зрения;
3) по предмету обсуждения осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции, которая принимается всеми членами группы.
Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается, может не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего носителями такого мнения являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание.
Групповые настроения – это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
К групповым настроениям обычно относятся:
– совместные переживания конкретных событий, фактов;
– сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
– устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность социальной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. Это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.
Вместе с тем следует помнить, что одни настроения – энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема – способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие настроения – состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство – напротив, резко снижают ее возможности.
Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных проявлений по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, их устойчивости, и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от последних групповые настроения характеризуются большей динамичностью, возникают более стихийно и способны значительно быстрее распространяться в группе или передаваться вне ее.
Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять свою полярность. В частности, подсчитано, что в зависимости от настроения, например коллектива цеха, производительность его труда колеблется в границах 1/5 средней величины (при хорошем настроении она на 0,8-4,2% выше, а при плохом – на 2,5–18% ниже средней).
Традиции в малой группе – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и прочно укоренившиеся в жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
В традициях различных групп людей, несмотря на их многообразие, много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. Данная привлекательность зависит от того, насколько конкретная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями и ценностями. Традиции фиксируют правила жизни членов группы, формируют определенные нормы взаимоотношений в последней, предъявляют требования к личности, развивают ее.
В малой группе обычно имеют место процессы образования и развития, сплочения, руководства и лидерства, принятия решений, группового давления, конфликты. Рассмотрим некоторые из них.
Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи:
1) осуществление различных процедур знакомства членов группы, осмысление перспективы их сближения;
2) период появления зачатков системы межличностных отношений, начала формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы;
3) установление в отношениях между членами малой группы устойчивого характера, наличие интенсивного процесса формирования групповых норм и традиций, начало активного функционирования общего мнения, групповых настроений, создание в группе атмосферы, способствующей решению совместных задач, проявление сплоченности и слаженности в действиях членов группы;
4) полная консолидация группы, превращение ее в общность с ярко выраженным чувством "мы", всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявление ценностно-ориентационного единства, позволяющего предотвращать конфликты.
Сплочение малой группы представляет собой процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.
Руководство представляет собой процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе данных ему правовых полномочий и норм.
Лидерство – это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.
В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные и принятые членами группы в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление, выполняющее следующие функции:
1) стремление обеспечить достижение групповых целей;
2) сохранение группы как целого;
3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Конфликт представляет трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
– наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
– присутствие противоборства между различными людьми: руководителем и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами, разностатусными членами группы;
– разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
– появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.
Конфликт играет как конструктивную (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности) роль в малой группе.