Психологические особенности современных подростков
Охрана психического здоровья подростков становится в современном обществе одной из ключевых проблем, при решении которой активно реализуется мультидисциплинарный и межведомственный подход. На государственном и муниципальном уровне, а также на первичном уровне образовательного учреждения специалисты различных ведомств и профессиональных сообществ пытаются совместно решить возрастные задачи подростничества, которые особенно обострились в последнее десятилетие.
Именно в этот "критический, переходный, взрывной" период даже самый благополучный ребенок выпадает из-под контроля психологически значимых взрослых, инициирует кардинальную перестройку социальной ситуации развития, тем самым добиваясь иного положения в микросоциуме. Изменения на морфо-физиологическом, гормональном и психо-социальном уровнях тяжело переживаются подростком. Нередко этот перелом приводит взрослеющего ребенка к асоциальному поведению и даже противоправным действиям.
В качестве основных психологических новообразований возраста Л. С. Выготский отметил развитие рефлексии и на ее основе – самосознания, способности познавать самого себя как личность. При этом подросток начинает ориентироваться не столько на оценку себя окружающими людьми, сколько на самооценку. Он эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, его поведение начинает определяться собственными ценностями, образцами, самооценкой. Он начинает вмешиваться в обстоятельства, "творить" их и самого себя. Развитие самооценки порождает стремление подростка к самоутверждению и самовыражению.
Л. И. Божович выделила как главное новообразование переходного возраста изменения в мотивационной сфере. Аффективным центром жизни старшего школьника она считала обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив. В наше стремительное время этот тезис особенно актуален. Именно представления подростка о своем жизнеустройстве обусловливают особенности его социальной ситуации развития.
В качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте Т. Е. Драгунова и Д. Б. Эльконин рассматривали общение со сверстниками. В этой сфере происходит освоение норм поведения, морали, коммуникативных отношений, а также формирование системы ценностей. В подростковом возрасте становится особенно актуальной потребность в самоутверждении и самовыражении. Удовлетворяется она в большей степени в общении со взрослым, посредством получения его признания, одобрения.
Важные новообразования подросткового возраста – обращенность в будущее и профессиональная ориентация.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Это обусловлено, во-первых, новыми общественными требованиям, предъявляемыми к подросткам (необходимость ранней профессионализации, принуждение к выбору идеологических ориентиров), а во-вторых, происходящими социально-экономическими преобразованиями (реальное расслоение общества, трудности получения бесплатного образования, сокращение социальных гарантий особым категориям граждан). Резким изменениям оказались подвержены различные социальные структуры, влияющие на динамику и ОГЛАВЛЕНИЕ развития личности подростка (семья, школа, неформальные объединения). Не всегда позитивную роль играют средства массовой информации. Просмотр боевиков, порно, агрессивной рекламы, различных ток-шоу приводит к нарушениям в эмоционально-волевой сфере личности. В первую очередь в группу риска попадают подростки с неустойчивой психикой. Обычно это дети из неблагополучных семей, дети, лишенные любви и заботы родителей. По данным коллегии МВД, до 80% несовершеннолетних правонарушителей выросли в неблагополучных семьях или вне семьи.