Психологические особенности этнических групп. Этническое самосознание. Особенности межкультурного взаимодействия
Существуют и другие большие социальные группы, влияющие на исторический процесс общества – это различные этнические группы. Психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций, как мы уже отмечали, исследованы значительно лучше. Так, выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология, которая занимается исследованием данных проблем. При разработке проблем этнической психологии иногда акценты несколько смещены: в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Однако, несмотря на то что нации в современных обществах являются наиболее распространенной формой этнической общности, на сегодняшний день существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п.
Начало исследования психологии этнических групп относят к работам В. Вундта по "психологии народов", где "народ" интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, так как данные образования составляют структуру психологии этнических групп. В западной психологии после Вундта возникло большое количество новых подходов к изучению проблемы "народа", среди них главным называют подход, развитый в рамках культурантропологии[1].
Значимым для социальной психологии фактором является национальная (этническая) принадлежность индивида, так как она фиксирует определенные характеристики микросреды, в условиях которой формируется личность. Известно, что через ближайшее окружение (через семью и школу) личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Кроме того, способ осознания этнической (национальной) принадлежности зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы.
Обращаясь к структуре психологии нации отметим, что наиболее разработанным вопросом является вопрос о психическом складе нации (устойчивых компонентах этнических общностей). В качестве синонима "психического склада нации" исследователи употребляют понятия "национальный характер", "национальное самосознание" или просто "национальная психология".
Итак, в соответствии с отечественной традицией в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) психический склад, куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи группы; 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.
Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и проч.). Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы.
При выявлении таких типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой. Например, нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то "наборах" черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом комплекте, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности. Наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка (осуществляется передача черт национального характера в процессе социализации в основном посредством языка).
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком "привязывании" определенного типа темперамента к определенной этнической группе.
Сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма.
Важно отметить, что ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера (эмоциональную сферу), возникает прежде всего на уровне обыденного сознания, что связано с процессом стереотипизации. Процесс стереотипизации свойственен всякому восприятию социальных объектов, он особенно проявляется при восприятии представителей другой этнической группы. Социальный стереотип – упрощенный, схематизированный образ социального объекта, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Возникновение этнических стереотипов (упрощенного образа этнических групп) связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе.
Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного "мы-чувства". Для этнических групп "мы-чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения (позитивный или негативный) с другой этнической группой.
Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако от такой констатации легко перейти к оценке другой группы, тогда возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Характер этноцентризма зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются в некотором социальном контексте, поэтому в форме предубеждения (стандартно негативно окрашенного эмоционального образования) они могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. В борьбу с такими негативными явлениями определенный вклад может внести социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения.