Психологические особенности допроса несовершеннолетних
Возрастная периодизация. Психологические особенности развития детей разных возрастных групп. В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:
- младенческий возраст (от рождения до одного года);
- раннее детство (от года до трех лет);
- дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);
- младший школьный возраст (от шести-семи до 11 - 12 лет);
- подростковый возраст (от 11 - 12 до 14-15 лет);
- ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет)'.
Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается так называемыми кризисами развития, обусловленными противоречиями между вновь возникающими потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.
Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального функционирования, интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе к процедуре судопроизводства, что, безусловно, следует учитывать. Независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний - свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), необходимо иметь в виду, что его поведение во время допроса во многом будет определяться в первую очередь возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития. Следовательно, ОГЛАВЛЕНИЕ, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности.
Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделение этих действий происходит у детей не но их объективной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам.
Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям, однако эти сравнения бывают весьма относительны и не точны. Так, воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой - маленький, старый - молодой, далеко - близко и т.п.). Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей дошкольного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а так, как это принято в семейном кругу, среди знакомых.
Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от трех до семи лет) еще плохо разбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе собственных представлений.
На протяжении последних десятилетий сложилась традиция приписывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фантазированию и исключительно богатое воображение. Однако, как считают М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, специально исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, повышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж часто. Это связано с тем, что ОГЛАВЛЕНИЕ и продуктивность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния па них воображения малолетнего свидетеля.
Кроме того, следует помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подростка к неосознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников), с другой - податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие и что они, как ему кажется, хотят от него услышать. Однако рассказы о том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению посторонних лиц, следует поинтересоваться: понятно ли ему то, о чем он говорит, и тогда легче будет обнаружить у него вымысел.
В период между 7-10 годами у детей происходят глубокие изменения сознания, мышления, речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность объяснять происходящие события с учетом приобретенного опыта, формируются навыки последовательного изложения событий с большей их детализацией. Увеличивается объем восприятия. Воображение становится богаче и реалистичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя подростки до 14 лет все еще не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. Тем не менее в этом возрасте, примерно с 8-10 лет, в разговоре с ними уже можно апеллировать к их чувству долга, осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым.
У детей подростковой группы (от 11 до 14-15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению; обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.)- По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие. С этого возраста несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.
К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специально предусмотренных случаях (и. 2, 3 ст. 26 ГК). В связи с этим совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16-17-летнего возраста, целесообразно проводить "в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых".
Общие правила допроса несовершеннолетнего. При подготовке к допросу несовершеннолетнего, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения2:
- в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ребенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
- уровень интеллектуального развития подростка, владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, его положительные качества;
- насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе сталкивается, насколько адаптивен к школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);
- не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, совершении каких-либо неблаговидных поступков;
- какие у него ведущие черты характера, уровень его эмоциональной устойчивости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;
- физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо дефектами, расстройствами, заболеваниями; их характер и происхождение;
- состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий; принимал ли он сам в них участие; с чем это было связано;
- чем занимался, как проводил время подросток после происшедшего события, с кем общался в этот период;
- рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполагается его допрашивать; что именно он говорил;
- обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.
Общие правила допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) изложены в ст. 191, 280 УПК, ст. 176, 179 ГПК; несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого - в ст. 425 УПК. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологических закономерностей поведения лиц данной категории.
Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка повышенного беспокойства. Самое главное, из чего следует исходить, - создание наиболее доброжелательной обстановки, располагающей подростка к откровенному рассказу о том, что он видел, слышал или в чем принимал участие. Поэтому в проведении допроса предусмотрено обязательное участие педагога или психолога в ходе предварительного и судебного следствия.
Как показывает практика, при выборе педагога, привлекаемого к участию в допросе подростка, иногда целесообразнее приглашать учителя не из того класса, в котором подросток учится, особенно в тех случаях, когда у него серьезные проблемы с поведением. Аналогичный подход к выбору педагога может быть и в случаях допроса несовершеннолетних потерпевших, пострадавших от сексуальных посягательств. По данной категории дел при отборе будущих участников допроса особенно важно учитывать специфику психосексуального становления ребенка, присущую его возрасту обостренную стыдливость, противоречивость мотивации его поведения на допросе (Н. С. Синицына).
При допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не достигших возраста 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, также обязательно участие педагога или психолога (ч. 3 ст. 425 УПК). В подобных случаях не лишним будет приглашение патопсихолога, а возможно и психиатра - специалистов в области пограничных расстройств психики.
С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершеннолетних свидетелей при судебном рассмотрении гражданских дел.
Перед допросом свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им просто разъясняется обязанность правдиво рассказать все известное по делу. Допрос несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 18 лет, может быть по определению (постановлению) суда проведен в отсутствие подсудимого (ч. 6 ст. 280 УПК). Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно меньше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предусмотрен и во время исследования в суде обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на него (ст. 429 УПК).
Чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем (М. М. Коченов, Н. Р. Осипова). Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд).
Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд). Поэтому совершенно недопустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком, как например:
- Это ты должен помнить...
- Надо вспомнить...
- Ты не мог забыть о том, что...
В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых.
При допросе малолетних свидетелей, потерпевших, вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать от нейтральных до вызывающих у них положительные эмоции, проявляя особый такт и внимание, особенно к потерпевшим. Об этом следует помнить и при допросе детей, подвергшихся различного рода посягательствам; наблюдавших противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п.
Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних свидетелей, потерпевших должна определяться не только задачами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. По мнению М. М. Коченова, Н. Р. Осиповой, продуктивно могут давать показания:
- дети 3-5 лет в течение 15-20 мин;
- дети 5-7 лет - в пределах 20-25 мин;
- дети 7-10 лет - от 25 до 35 мин.
Если за это время не все удалось выяснить, следует сделать перерыв в допросе. Более того, в законе специально указано, что допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вообще не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК).