Психологические основы субъектности образования
Смена социокультурных условий требует изменений парадигмы образования. Смену данной парадигмы мы называем переходом от "знаниевой" к "деятельностной" парадигме образования. Если в "знаниевой" парадигме опора в первую очередь в психологическом плане осуществляется на память и воспроизводство (репродуктивность) знания; обучение базируется на строго определенном наборе знаний; основной способ трансляции знания – монологические формы и разобщенная деятельность, то в "деятельностной" парадигме опора в психологическом плане осуществляется на мышление, способности и продуктивные формы деятельности; процесс построения обучения базируется на идее незавершенности знания, что требует скорее развития способов получения знаний; основным способом трансляции знания становится диалог и совместные формы продуктивной деятельности.
Знаниевая парадигма образования даст устойчивый (но конечный) набор знаний, при этом не обязательно развивает творческий потенциал мышления и не определяет нравственное развитие. Становление внутренней позиции личности связано со становлением творческого и нравственного начал в субъектности человека. Проблемы творческого и нравственного развития личности в образовании в настоящее время наиболее актуальны. В современном быстро изменяющемся мире важен уже не столько вопрос о создании развивающей среды, сколько о поиске средств, содействующих становлению авторства человека в отношении собственной жизнедеятельности, о присвоении им способов саморазвития в соотношении с другими и миром в целом.
Таким образом, мы можем говорить, что ключевой задачей в образовании становится вопрос о развитии субъектной позиции человека.
Субъект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – человек как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осмысленно осуществляющий изменения в мире, других людях и в себе самом как другом.
Позиция (лат. positio – положение) – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; точка отсчета, исходя из которой выстраивается самостоятельная, инициативная, произвольная, целенаправленная деятельность.
Субъектная позиция – авторство человека в собственной жизнедеятельности, выраженное в воплощении в реальность самостоятельно поставленных целей и осознанных устремлений, направленных на развитие себя, других, условий жизни, самой деятельности.
Ключевым для современного образования становится вопрос: насколько создаваемые организационные условия для развития учащихся развивают собственно субъектную позицию ученика во взаимодействии с окружающей действительностью, а не просто присваивают предзаданный набор знаний и навыков? Субъектность в деятельности мы (А. В. Леонтович, А. С. Обухов, В. И. Слободчиков) в данном случае рассматриваем по следующим параметрам:
– осознанность;
– целенаправленность;
– произвольность;
– самостоятельность (возможная независимость деятельности от ситуативности);
– продуктивность;
– культуросообразность;
– оспособленность;
– коммуникативность;
– отличение себя от себя как деятеля.
Основные этапы генезиса субъектности, который может быть просмотрен также и по отмеченным параметрам, выделены В. И. Слободчиковым:
– знание субъектом своего предмета и способа обращения с ним;
– обладание полным соответствием (полнота структуры действия относительно результата, продукта, последствий);
– рефлексивное различение и отличение себя от предмета, способа и результата (становление субъектом собственной деятельности – своего предмета, способа, результата);
– проектная позиция в выстраивании цепочки собственной деятельности (спроектировать и реализовать);
– отличение себя от собственной субъектности (преодоление субъектности).
Становление субъектности можно рассматривать как движение по следующим этапам:
– потребность в самостоятельности действий ("Я хочу сам");
– самостоятельное владение нормой действия ("Я могу сам");
– способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия ("Я действую сам");
– осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности ("Я понимаю, зачем я действую");
– созидание новых реалий деятельности и способов действия ("Я реализую себя в деятельности для других").
Таким образом, основным ориентиром развития современного образования и психологии образования как научного базиса преобразования процесса образования становится вопрос о поиске оптимальных условий и психологических механизмов обретения человеком самости, переход от идеи развития к идее саморазвития. В. И. Слободчиков определяет саморазвитие как цель и ценность современного образования, подлинно развивающего образования[1]. Психология образования должна быть сориентирована на поиск оптимальных путей преобразования процесса развития в обретение способности к саморазвитию субъектов образования, а также психологическому сопровождению становления субъектности участников образования.