Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• исторические аспекты развития психологических методов оценки персонала;
• преимущества и недостатки психологических методов оценки;
• цели и задачи психологического тестирования;
• виды психологических тестов;
• сущность тестов Р. Кеттелла и М. Люшера;
• сущность тестов способностей и когнитивных тестов;
• сущность и виды проективных методик;
• основные личностные тесты;
уметь
• подбирать наиболее оптимальные тестовые методики для оценки различных категорий персонала;
• выбирать оптимальные психологические методики в соответствии с целями, стоящими перед компанией;
владеть навыками
• проведения базовых психологических тестов с кандидатами;
• выбора наиболее оптимального набора психологических методик оценки с точки зрения экономической эффективности и целей, стоящих перед компанией.
Цели и задачи психологических методов оценки
Психодиагностика как наука возникла в конце XIX в. и была тесно связана с зарождением дифференциально-психологического подхода в изучении человека. "Индивидуальной психологией" (или "психологией индивидуальных различий", "дифференциальной психологией") занимались
А. Бине, А. Лазуровский, Г. Россолимо, а также последователи В. Вундта – Э. Крепелин, Д. Кеттелл и др.
Главной целью психологических методов оценки является получение информации о скрытых характеристиках человека, существенно влияющих на его поведение в организации, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению (уровень интеллекта, психологические социально-психологические особенности, особенности самооценки и мотивационный сферы, степень стрессоустойчивости). Сегодня психологическое диагностирование чаще всего используют при первичном отборе, оценке мотивации сотрудников, выявлении стрессоустойчивости и эмоциональных особенностей, формировании кадрового резерва, отборе руководителей высшего звена с целью изучения их личностной мотивации и особенностей руководства коллективом. Практическая психодиагностика может входить составным элементом в эксперимент или выступать самостоятельно как метод исследования либо как область деятельности практического специалиста-психолога, устремляясь при этом на обследование объекта[1].
Таким образом, при помощи психологических методик можно оптимизировать систему мотивации персонала, оценить совместимость сотрудников, выявить неформальных лидеров, сформировать оптимальные рабочие группы, провести оценку влияния индивидуальных особенностей сотрудников на эффективность работы. Такие методы обеспечивают высокую детализацию оценки, предполагают оценку кандидата (сотрудника) с различных сторон, позволяют прогнозировать поведение кандидата в дальнейшем, выявляют мотивацию кандидатов (сотрудников). Однако значительные организационные и финансовые издержки, связанные в первую очередь с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. Кроме того, психологические методики часто вызывают недоверие со стороны как оцениваемых кандидатов, так и работодателей, имеют низкую достоверность при проведении психодиагностики непрофессионалами, часто не адаптированы к российской практике (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Основные преимущества и недостатки психодиагностики
Преимущества |
Недостатки |
• Высокая детализация оценки • Богатый инструментарий методов • Оценка кандидата с различных сторон • Способность прогнозировать поведение кандидата в дальнейшем • Выявление особенностей мотивации и структуры самооценки кандидата • Выявление особенностей поведения кандидата в коллективе • Распределение ролей кандидатов внутри команды • Составление плана развития кандидата на будущее |
• Недоверие со стороны не только оцениваемых кандидатов, но и работодателей • Опасность низкой валидности при проведении психодиагностики непрофессионалом • Ограниченность области применения из-за необходимости привлечения профессиональных психологов • Проблемы в адаптации западных психологических тестовых методик к российской среде • Высокая стоимость некоторых методов психологической оценки |
Сегодня в корпоративной психодиагностике применяют широкий набор различных психологических инструментов (проективные и аппаратные методики, опросники, анкеты, интервью, задания, испытания, измерение психофизиологических показателей, психологические тесты).