Психологические механизмы и "эффекты" перцепции
При изучении общения как процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона в общении) целесообразно обратить особое внимание на уяснение психологических механизмов взаимовосприятия и понимания людьми друг друга. В социальной психологии к их числу относят:
- идентификации - уподобление себя другому, когда представление о партнере по общению строится на основе попытки поставить себя на его место;
- эмпатии - способ понимания другого человека на основе не рационального осмысления его особенностей, а эмоционально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, сострадания с партнером по общению;
- рефлексии - осознание человеком того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Естественно, что от этого во многом будет зависеть поведение коммуникатора;
- каузальной атрибуции - приписывание другому своего видения психологических причин его поведения, интерпретация этих причин его поведения и через это понимание психологических истоков поведения партнера по общению. Обычно видение психологических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологических особенностях партнера по общению;
- установки - определенная настроенность на партнера по общению.
В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и понимание человека человеком. Правильный учет особенностей влияния на восприятие других людей тех или иных факторов позволяет человеку прогнозировать и корректировать технологию своего поведения. Эти факторы условно разделяются на поведенческие и психологические.
Поведенческие факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого:
а) поведение и деятельность, действия партнера по общению;
б) результаты поведения и действий другого;
в) формы обращения, используемые партнером по общению;
г) что и как говорит партнер и др.
Психологические факторы, влияющие на особенности восприятия и понимания другого:
а) внешность и ее атрибуты;
б) выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т.п.;
в) психотипические особенности партнера по общению: его темперамент, экстра- или интровертивность, стиль общения и др.;
г) своеобразие установки коммуникатора на восприятие других людей.
Установка выражается по-разному в различных социально-психологических феноменах:
- у каждого человека формируются собственные представления о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, другие психические особенности и внешний облик, поведение. И тогда по внешнему облику и поведению человек оценивает другого, партнера по общению. На этом основывается так называемая имплицитная теория личности;
- "эффект первичности" информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа человека;
- "эффект ореола": если о человеке сложилось хорошее, положительное впечатление, то это впечатление (фильтр, ореол) пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. То же происходит, если впечатление сложилось отрицательное. Здесь срабатывает закон когнитивного диссонанса;
- "эффект новизны" информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятие, чем предыдущие (за исключением самого первого впечатления). Эффекты первичности и новизны согласуются с законом долговременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора;
- "эффект стереотипизации" людей при их восприятии и понимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональной, этнической, региональной, религиозной и т.п.
В рассмотренных выше факторах, влияющих на восприятие и понимание другого человека, заложены и так называемые перцептивные барьеры в общении.