Психологические аспекты предупреждения конфликтных ситуаций
Часто при осуществлении своей деятельности у профессионального бухгалтера может возникнуть угроза нарушения фундаментальных моральных принципов из-за конфликта интересов. Это могут быть обычные конфликты, связанные с расхождением во мнениях по различным вопросам, но возможны и более тяжелые ситуации вплоть до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Учитывая такой широкий спектр прохождения разнообразных конфликтов, описать все случаи в этическом кодексе не предоставляется возможным.
Профессиональный бухгалтер должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Само по себе расхождение мнений профессионального бухгалтера и другого лица не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
Особый раздел этики профессиональных бухгалтеров посвящен разрешению возможных разногласий и конфликтов между руководителями организации и бухгалтерией, работниками учета и персоналом организации, между бухгалтерами данной организации. Профессиональный бухгалтер должен быть лоялен к своему работодателю, выполнять его распоряжения и указания. Но, в то же время, он обязан быть верным принципам своей профессии.
Конфликт интересов ставит бухгалтера перед решением нравственной проблемы, вызванной обстоятельствами жизни и профессиональной деятельности, которые вынуждают человека и специалиста предпочесть одну моральную ценность другой.
Моральный конфликт возникает в случае противоречия между различными уровнями развития нравственного сознания и может проявиться в виде противоречия между практической и духовной моралью, между профессиональными обязанностями и гражданским долгом. Разрешение конфликта интересов основывается на принятии специалистом иерархии нравственных ценностей, адекватной общепринятым профессиональным целям и задачам, и на четком осознании последствий своего выбора. Так, в данном конкретном случае долг соблюдения общественных интересов должен рассматриваться как более высокий по отношению к долгу перед частным лицом.
Расхождения между руководителем и главным бухгалтером организации в основном должны разрешаться внутри предприятия путем компромисса мнений. Согласно международным стандартам не может быть компромисса, если руководитель организации грубо нарушает требования действующего законодательства, принуждает профессионального бухгалтера к любому нарушению, сам оставаясь в стороне, официально сообщает информацию, искажающую факты.
В случае существенного расхождения во мнениях или конфликта с руководителем организации главному бухгалтеру следует прежде всего попытаться понять, почему принято такое решение.
Ситуации, когда взгляды профессионального бухгалтера, представителей организаций-клиентов и работодателя не совпадают, — не редкость. Неприемлемо, когда на бухгалтера оказывают давление, заставляют сделать то, что он считает незаконным. Иногда лучший выход из такой ситуации — увольнение по собственному желанию.
В отношениях главного бухгалтера с подчиненными действовать обязан не авторитет старшего по должности и властные полномочия начальника, а авторитет человека, больше знающего, специалиста-профессионала. Профессиональный бухгалтер-руководитель должен обеспечить условия для повышения квалификации рядовых и старших бухгалтеров, формировать в коллективе отношения взаимного уважения и взаимопомощи, передавать сотрудникам свой личный опыт и знания. Тактичность, учтивость и достоинство в исполнении служебных обязанностей необходимо проявлять любому бухгалтеру.
Наличие конфликтов между руководством организации и аудитором по вопросам бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности может быть связано с искажениями в результате недобросовестного составления финансовой отчетности. Об этом сказано в Международном стандарте аудита № 240 "Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности" и российском правиле (стандарте) № 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита".
Непосредственно конфликтам между бухгалтером и организацией-работодателем эти стандарты не уделяют внимания. Тем не менее, достоверность отчетности организации зависит от имеющихся в ней конфликтов.
Для английских ревизоров подлинный аудит предполагает изучение психологии людей, работающих в бухгалтерии предприятия. Правило было введено в 1854 г. в институте контролеров (аудиторов) города Эдинбурга.
Так, А. Т. Ватсон полагал, что для выявления фальсификации учета необходимо в числе прочих такое условие, как анализ взаимоотношений сотрудников проверяемой организации.
Независимость бухгалтера от его работодателя и сегодня является объектом исследования для аудитора в ходе выявления фактов мошенничества в деятельности организации. Следовательно, при проведении аудита финансовой отчетности следует учитывать в числе других факторов риска недобросовестных действий наличие этических конфликтов внутри организации-клиента.
К конфликту обязанностей профессионального бухгалтера с внешними или внутренними требованиями могут привести: ― давление со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена совета директоров, которое может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения, способные ставить под угрозу честность профессионального бухгалтера;
― просьба к профессиональному бухгалтеру действовать вразрез с техническими и профессиональными стандартами;
― ситуация, в которой профессиональному бухгалтеру придется принимать решение, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения;
― опубликование вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или клиенту, но не соответствующей мнению профессионального бухгалтера.
Пример
Поставщик упаковочных материалов при заключении нового контракта предлагает бухгалтеру компании, осуществляющей закупку материалов, полностью оплаченный отдых. Вручая приглашение, поставщик не упоминает о заключаемом контракте. Бухгалтер не является другом поставщика. Владеющий определенной информацией бухгалтер опасается, что, вручив приглашение, поставщик захочет узнать информацию относительно цен конкурентов на аналогичные заказы.
Суть этического конфликта:
имеют место такие понятия, как конфиденциальность и честность.
Разрешение этического конфликта:
отказаться от приглашения либо обсудить эту ситуацию с главным бухгалтером.