Лекция 4. Психологические аспекты деятельности органов прокуратуры
Мнение рядовых граждан демократического общества имеет большое значение в работе социальных институтов и организаций. Роль общественного мнения важна также в правовом регулировании общественных отношений, обеспечении законности в обществе и вовлеченности россиян в решение проблем укрепления правопорядка. Немаловажную роль в функционировании всей правовой системы государства играет и то, как люди воспринимают деятельность специализированных институтов – правоохранительных органов. Степень удовлетворенности населения качеством их работы служит показателем эффективности их деятельности. А мнение людей об их авторитетности и влиятельности – в современной терминологии социальный престиж – играет существенную роль в профессиональной мотивации их сотрудников, удовлетворенности своим трудом.
Общественная оценка деятельности органов прокуратуры как важнейшего государственного института, признание ее особой социальной значимости и ценности могут выступать побудителем и мотиватором определенных действий и поступков людей. Следовательно, социальная оценка престижности органов прокуратуры является действенным регулятором правового поведения российских граждан. Кроме того, высокие показатели престижа прокуратуры оказывают существенное влияние на: а) взаимоотношения с властными институтами по всей "вертикали"; б) осуществление профессиональной деятельности и взаимодействие с другими правоохранительными органами и судом; в) взаимоотношения с общественными организациями и СМИ; г) отношение населения к деятельности прокуратуры, обращение граждан в ее органы и укрепление их веры в правовую защищенность; д) профессиональный отбор и кадровое обеспечение органов прокуратуры; е) социально-психологическое самочувствие и психологический комфорт работников прокуратуры, удовлетворение жизненных потребностей в социально-профессиональной самореализации и социальном признании.
Таким образом, очевидно, что от того, как граждане оценивают престиж прокуратуры, во многом зависит качество полномасштабного функционирования этого важного института. В свою очередь, сам уровень социальной значимости прокуратуры определяется ее реальным вкладом в удовлетворение общественной потребности – социально-правовой безопасности граждан, их правовой защищенности.
На протяжении ряда лет юридические психологи Академии Генеральной прокуратуры РФ, опираясь на результаты опросов общественного мнения ведущими социологическими службами страны (ВЦИОМ, Фонд "Общественное мнение", Левада-Центр и др.) и данные собственных прикладных исследований, изучают представление населения о прокуратуре, ее престиже и динамику его отдельных показателей. Например, было зафиксировано, что в новейшей российской истории в период бурных социальных преобразований 1990-х гг. авторитет и влиятельность прокуратуры в обществе неуклонно снижались. Это отмечали и сами прокурорские работники, и рядовые граждане, и представители СМИ. В частности, измеряемый социологами уровень доверия граждан и различных групп населения прокуратуре (один из показателей престижа как сложного социального явления) в конце прошлого столетия был порядка 5–8%. Так, в 1998 г. только 6,7% опрошенных Фондом "Общественное мнение" высказывали свое доверие органам прокуратуры. Причин такого положения дел было несколько. Низкий уровень доверия и даже отчуждение населения объяснялись в немалой степени тем, что правоохранительные органы, в том числе и прокуратура, воспринимались большинством граждан не в качестве защитников их прав, а скорее как механизмы запретительно-карательной системы.
Однако уже в те тяжелые для органов прокуратуры годы в социологических опросах была зафиксирована определенная тенденция, которая только крепла в последующем: когда люди оценивали ее деятельность в социальном, общественном масштабе (т.е. абстрактно по отношению к своим личным повседневным переживаниям), то они были более склонны к позитивным оценкам ее роли и места в обществе, и главное, демонстрировали высокую степень согласованности ответов на разные, но близкие по смыслу вопросы о ее работе. А вот когда речь заходила о конкретном, более личном отношении к прокуратуре (например, в связи со своей безопасностью или контактами с прокурорскими работниками), то оценки становились менее позитивными и согласованность в ответах снижалась. Это означало, что россияне в целом понимали важность прокурорской деятельности, осознавали ее высокую социальную значимость, но вот тем, как она осуществлялась на практике и как это сказывалось на их повседневной жизни, они не всегда были удовлетворены. Именно это определило направление и перспективу для формирования благоприятного имиджа органов прокуратуры – акцент на правозащитном аспекте деятельности, ее эффективная реализация при активном информировании общественности.
Позднее, на рубеже веков, уровень доверия прокуратуре несколько подрос и колебался на отметке 10–12% опрашиваемых. Кардинальным образом ситуация с восприятием и оценкой населением деятельности российской прокуратуры начала меняться только в середине первого десятилетия нового века. В 2006 г. этот показатель составил 14%. Тенденция постепенного увеличения числа людей, высказывающих свое доверие прокуратуре, сохраняется на протяжении последних пяти лет. Сейчас это около 25% опрашиваемых. Это несколько больше, чем доверяют суду (24%), и значительно больше числа доверяющих органам внутренних дел (15%)[2]. На основании этих данных можно полагать, что россияне замечают происходящие изменения в деятельности органов прокуратуры и отмечают повышение ее авторитета, тем более что показатели престижа – это не отдельно взятая оценка социальной значимости какого-либо учреждения, а, в первую очередь, указание на его положение в обществе относительно других социальных объектов.
Необходимо отметить, что формирование представления о прокуратуре в массовом сознании значительно отличается от формирования образов других правоохранительных органов. Для большинства людей информация о деятельности ведомства остается "на периферии" повседневной значимости и входит в центр внимания только в особых случаях, в связи с возрастанием степени ее важности, например, при контактах (своих или близких и знакомых) с прокуратурой, а чаще всего в связи с событиями в общественной жизни. Законопослушный гражданин редко непосредственно контактирует с прокурорами, если же это происходит, то на первый план для него выходит только какая-то одна сторона обширной деятельности прокуратуры. Следовательно, обычно люди довольствуются опосредованной информацией, преимущественно по сообщениям в масс-медиа. Тем не менее свой образ-представление о прокуратуре у каждого гражданина, безусловно, есть, и его с помощью специальных опросов вполне можно определить.
Другим индикатором авторитетности социальных институтов являются оценки обществом их роли и места в жизни страны, или степени их влиятельности на социальные процессы. Очевидно, что этот индикатор даже в большей степени, чем уровень доверия, связан с понятием престижа. Вполне естественно, что люди судят о деятельности прокуратуры, во многом опираясь на мнение и отношение к этому учреждению представителей государственной власти – Президента, Правительства, парламента, органов местного самоуправления, а также гак называемых "лидеров мнений" – известных общественных деятелей и других публичных персон.
Согласно данным Левада-Центра роль прокуратуры в жизни России в 2010 г. была оценена респондентами в 3,4 балла (по пятибалльной шкале), в то время как еще в середине десятилетия эта средняя оценка не превышала 3 баллов. В целом в XXI в. место прокуратуры среди других институтов страны довольно стабильно и находится в верхней части своеобразного "рейтинга влиятельности" из 16 социальных институтов. Выше здесь: Президент, Вооруженные Силы, органы госбезопасности, СМИ и Правительство. Но преувеличивать значение "рейтингов влиятельности" не стоит, поскольку в благополучном с точки зрения соблюдения законности обществе прокуратура и не должна быть на первых социально значимых местах, а чрезмерное возрастание ее роли может означать, что актуальное состояние законности оценивается людьми скорее все еще как недостаточно удовлетворительное.
Собственно, в первую очередь на престиж органов прокуратуры в российском обществе влияет именно характер и эффективность ее деятельности по обеспечению законности и правопорядка. Немаловажную роль в формировании престижа играют и другие факторы: уровень, динамика и структура преступности в стране, криминальная ситуация в целом и, соответственно, уровень социального самочувствия граждан (уровень социальной защищенности, правового благополучия), а также оперативность прокурорского реагирования; количество и качество судебных разбирательств, особенно, что касается участия в них прокуроров и убедительности доказательной базы; уровень профессионализма и степень личной ответственности прокурорских работников. Естественно, что на престиж прокуратуры значительно влияет и публичное поведение ее руководителей, ведущих прокуроров, а также их индивидуальные авторитет и репутация. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и социальный статус (высокие нравственные качества, общественный вес) прокурорских работников. Особенно это важно в современных условиях, когда престижность учреждения не в последнюю очередь определяется уровнем социальной состоятельности его работников. Кроме того, на престиж прокуратуры влияет также и то, как общество оценивает деятельность других правоохранительных органов, поскольку, как отмечалось, понятие престижа включает месторасположение оцениваемого объекта в социуме, что вовсе не означает их конкуренции, тем более что собственно престиж не может быть самоцелью деятельности прокуратуры. В этом смысле акцент переносится на согласованность работы правоохранительных органов и на координирующую функцию прокуратуры.
Социологические исследования последних лет демонстрируют, что население страны в большинстве своем отмечает конструктивные изменения в деятельности российской прокуратуры. Так, в 2009 г. социологи ВЦИОМа провели масштабное специальное исследование отношения граждан к деятельности всех министерств и федеральных служб (в сумме 18-ти), которые принято объединять понятием "силовые". Наиболее важны данные этого исследования по оценке населением эффективности их деятельности, т.е. насколько хорошо они справляются с поставленными задачами. И показатели Генпрокуратуры РФ в полученном распределении ответов довольно высокие. В сумме 56% опрошенных считают, что сотрудники ведомства справляются с возложенными функциями "хорошо" (22%) или "удовлетворительно" (34%). Лучшие показатели – только у МЧС и Минобороны России.
Схожие и довольно неплохие оценки эффективности деятельности органов прокуратуры по защите личных и имущественных интересов граждан получены и в аналогичном исследовании Фонда "Общественное мнение". В отличие от опроса ВЦИОМа объектом оценки здесь выступали правоохранительные органы, суд, а также некоторые государственные и общественные институты. Органы прокуратуры, согласно данным этого исследования, оказались в лидерах: их деятельность как эффективную оценили 43% респондентов, как неэффективную – только 24%.
И в первую очередь, именно этим фактором – изменениями в оценках населения деятельности органов прокуратуры – объясняется повышение социального престижа ведомства в целом. Об этом говорят и сами прокурорские работники, которые, в частности, стали участниками специального исследования, проведенного сотрудниками лаборатории юридической психологии Академии в 2009 г. Так, более 2/3 опрошенных сотрудников прокуратуры уверены, что влияние прокуратуры в обществе либо "значительное" (59%), либо "такое, какое нужно" (10%), лишь треть считает, что все еще "недостаточное". При этом примерно 40% участников опроса высказали мнение, что престиж ведомства в последние годы в стране повысился, а повышение социальной значимости органов прокуратуры в регионах оценивалось даже несколько выше. Однако особенно ярко выглядят полученные результаты на фоне данных аналогичного исследования в 2000 г. В целом число прокурорских работников, оценивающих возрастание престижа и общественной влиятельности органов прокуратуры, увеличилось за прошедшее десятилетие вдвое.
Конечно, собственно престиж, значимость того или иного социального института, учреждения измеряется общественным мнением, а не мнениями его работников. Но реальный авторитет прокуратуры в первую очередь ощущают именно они, в своей повседневной деятельности сталкиваясь с большим числом как рядовых граждан, так и ответственных лиц других организаций, чье отношение к самому учреждению и его представителям, как правило, сразу и довольно легко определяется. И в этом плане надо отметить, что в своих ответах на вопросы анкеты прокуроры продемонстрировали высокую социальную адекватность, объективность в оценке значимости органов прокуратуры и неплохую информированность о происходящих в российском обществе и массовом сознании процессах.
Одной из задач исследования было выяснение основных причин изменения показателей престижа органов прокуратуры. Высказанные мнения и их частота приводятся в табличном виде в процентах от числа считающих, что престиж повысился (поскольку можно было дать несколько вариантов ответа, суммарное число превышает 100%).
Факторы, повлиявшие на повышение престижа прокуратуры
Факторы |
% |
Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка в стране |
68,4 |
Отражение деятельности прокуратуры в СМИ |
43,6 |
Социально-экономические и политические процессы в обществе |
35,9 |
Характер взаимодействия прокуратуры со СМИ и общественностью |
29,9 |
Отношение к прокуратуре представителей государственной власти и органов местного самоуправления |
27,4 |
В приведенном выше перечне факторов необходимо обратить внимание на одну показательную деталь: значительное число опрошенных отмечают вклад СМИ в формирование позитивного образа органов прокуратуры в обществе и повышение престижа. Это очень важный результат, потому что именно характер взаимодействия прокуратуры с журналистами и освещение ее деятельности в СМИ оставались самым проблемным местом на протяжении всей новейшей российской истории. Более того, в ранних исследованиях психологов Академии и в неформальных беседах с прокурорами разных рангов выяснялось, что именно СМИ часто обвинялись в падении авторитетности и социальной значимости прокуратуры в российском обществе. Кроме того, когда в 2004 г. проводилось изучение проблем управления руководящих работников органов прокуратуры районного и городского звена, определилась одна характерная тенденция. Среди всех направлений обширной управленческой деятельности, приоритеты которой опрошенные расставляли вполне грамотно и профессионально, взаимодействие со СМИ, по их признанию, вроде бы не требовало значительных усилий со стороны прокуроров-руководителей. И занимало невысокое место – в начале второй десятки самых значимых и требующих каждодневного внимания дел. Однако, как выяснилось, по своей результативности именно это давалось им труднее всего – высокое второе место в перечне направлений, которые обладают особой сложностью и удаются хуже других. Таким образом, стало попятно, что трудности, возникающие при общении с представителями масс-медиа, часто определялись личными проблемами прокуроров-руководителей, а настороженность в таком общении и установка на закрытость – доминировали. Результаты последнего опроса свидетельствуют, что и эту негативную тенденцию в деятельности органов прокуратуры удалось переломить. Прокурорские работники отмечают весомую роль СМИ в повышении престижа прокуратуры.
Таким образом, очевидно, что руководство органов прокуратуры предприняло значительные усилия по повышению эффективности прокурорской деятельности и улучшению имиджа ведомства в глазах общественности, что принесло ощутимые результаты. Этому способствовали ряд ведомственных документов, в частности, информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 13.12.2006 "О предании гласности результатов надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан", приказы Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" и от 23.10.2009 № 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации", ориентирующих практику на деловое сотрудничество с общественными организациями и СМИ в интересах укрепления правопорядка, формирования позитивного отношения к органам правоохраны. Нельзя не отметить и действия руководства страны, Правительства РФ, руководителей регионов, явно способствующие ведомству в этом плане.
В итоге, результаты различных социологических исследований подтверждают: социальный престиж российской прокуратуры в последние годы значительно укрепился. Это не может не сказаться благотворно практически на всех аспектах ее функционирования, в том числе на деятельности по реализации правозащитной функции и укреплению законности. Но удовлетворяться этим ни в коем случае нельзя. В обществе пока лишь наметилась тенденция более позитивного социального восприятия деятельности прокуратуры, но "резервы" для улучшения ситуации есть. А значение действий по поддержанию высокого престижа и позитивного имиджа прокуратуры (его основные составляющие сегодня: государственная ответственность, независимость и авторитетность, компетентность, профессионализм и высокие моральные принципы прокуроров, уверенность в эффективности прокурорского надзора и неизбежном торжестве закона) в современных условиях выходит далеко за рамки сугубо "корпоративных" и даже ее профессиональных задач. Успешность же работы по повышению престижа прокуратуры в дальнейшем будет определяться именно показателями "обратной связи", обеспечивать которую должны систематические социологические и социальнопсихологические исследования поданной проблематике.