Психологическая теория
Возникновение государства объясняется в данной теории свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т.п. Эти поиски и потребности ведут к появлению государства, монархий, религий, партий и т.п.
Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями. Действительно, человеческое сознание зависит от авторитета вождей, монархов, политических деятелей, религий; психика имеет значение для складывающихся отношений. Но при этом не психика формирует социально-экономические условия, а наоборот, внешние условия оказывают определяющее влияние на психику. Следовательно, именно социально-экономические условия и нужно учитывать в первую очередь. Вместе с тем не следует забывать и про психическую сторону человека.
Представителем психологической теории является Л. И. Петражицкий (1867-1931), профессор Петербургского, а после 1918 г. - Варшавского университетов.
Теория Гегеля
Крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770-1831), профессор Прусского королевского университета, создал своеобразную теорию происхождения государства. Согласно этой теории в основе государства, как и всех прочих явлений, лежит абсолютное духовное и разумное начало ("абсолютная идея", "мировой разум", "мировой дух"). Воля государства, по Гегелю, - это не обобщенная воля общества или отдельных личностей, а нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое от воли отдельных .
Государство, считал Гегель, не может быть творением лиц, служить для охраны личности и собственности, т.е. чьим-либо интересам. Оно не служит, а господствует. Оно является не средством, а целью, высшей из всех, - абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а личность должна быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он хочет сам. Фактически теория Гегеля создаст культ государства, подчиняет ему человека полностью, разрывает экономическую, человеческую связь между государством и человеком, в утонченной форме возрождает теологические воззрения па государство. Формула Гегеля "все действительное разумно" (в том смысле, что все в мире и сам мир есть порождение разумной воли) была призвана оправдывать феодально-абсолютистский строй.
В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека, договорной теории происхождения государства.
Договорная теория
Еще древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до и.э.) указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В создание и развитие договорной теории внесли вклад Гуго Гроций (1583-1645), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), А. И. Радищев (1749-1802) и др.
В Декларации независимости США 1776 г. говорилось, что "...все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами...; для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых..."
Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами - не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы. Государство, в свою очередь, прибрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепить естественные права человека законами. Если государство будет нарушать эту свою обязанность, попирать нрава человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции.
По договорной теории получается, что каждый человек, с одной стороны, подчиняется общей воле (государству), а с другой - сам становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а не правителям, не государству. Правители (цари, президенты, правительства и т.п.) - лишь уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Гуго Гроций писал: "Государство есть союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". "Догосударственное" состояние человека рассматривалось им как "естественное состояние": люди были свободны, равны, обладали общностью имущества. Затем, по некоему - молчаливому - соглашению возникла и была узаконена частная собственность; в результате раздела или завладения "каждый получил в собственность то, чем успел завладеть".
А. И. Радищев также считал, что государство возникло как результат молчаливого договора для обеспечения блатой жизни, защиты слабых и угнетенных. При этом народ оставляет суверенитет за собой и не может согласиться па рабство - крепостное право. Если же законы государства не учитывают естественные права, не основаны на свободе, справедливости, то они недействительны. Понятно, что подобные "антигосударственные" воззрения А. И. Радищева не могли понравиться самодержавию.
Договорная теория неисторична в том смысле, что общественный договор есть не факт истории, а социальная абстракция. Кроме того, не учитываются социально-экономические условия и предпосылки возникновения и развития государства. Научная и практическая ценность теории состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, о правах человека и обязанностях государства.
Многие идеи теории нашли отражение в действующих конституциях ряда государств, в том числе в Конституции России 1993 г. Да и сами конституции рассматриваются сегодня такими общественными договорами власти и общества.
Марксистская теория
Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства. Возникновение государства объясняется появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. Проще говоря, согласно марксистской теории государство возникло потому, что общество разделилось на классы - богатых, имущих (их меньшинство) и бедных, неимущих (их большинство). Государство было необходимо богатому, имущему меньшинству для того, чтобы обеспечить свои интересы, свое господство в обществе. Государство - это орудие подавления господствующим классом других классов.
Представителями дайной теории являются Л. Г. Морган (1818-1881), Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924), Г. В. Плеханов (1856-1918) и др. Наиболее полно теория изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".
Данная теория концентрирует в себе наиболее важные философские и экономические воззрения на государство и представляет собой дальнейший шаг в развитии теоретической мысли. Эта теория дальше других продвинулась в понимании природы и причин происхождения государства. В то же время марксистская теория, объясняя появление государства зарождением классов, не охватывала случаи появления государств там, где не было классов (восточные государства). Кроме того, теория рассматривала государство как статичное явление, видела в государстве только одну сторону сущности - классовую и не видела другую - общесоциальную. Неверным оказался также прогноз марксистской доктрины относительно отмирания государства.
Помимо рассмотренных теорий происхождения государства существуют и другие, менее известные. Для чего необходимо знать эти теории, если практически все они не вполне корректны, не отражают реалий во всем их многообразии, не могут считаться научными? Как видно из изложенного, практически каждая из теорий отражает ту или иную сторону процесса происхождения государства либо знакомит нас с "поворотами" человеческой мысли на этот счет. В результате изучаемое явление - государство - предстает перед нами более многогранным. Изучая новые и новые грани и аспекты того или иного явления, мы тем самым приближаемся к познанию истины.