Лекция 4. Психологическая помощь субъектам бизнеса
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• основные проблемы, направления и методы психологической помощи субъектам бизнеса;
уметь
• проводить психологическую диагностику личности субъектов бизнеса, психологических проблем субъектов бизнеса;
• планировать и осуществлять психологическую помощь субъектам бизнеса;
владеть
• навыками подбора методик и их проведения для оценки качеств личности в бизнесе;
• навыками и техниками проведения психологического консультирования, снятия стресса, коучинга.
Ключевые слова: психологическая помощь, стресс, копинг-стратегии, профессиональная пригодность, профессиональная деформация, профессиональная дезадаптация, психологическое консультирование, техники консультирования, коучинг.
Стресс в бизнесе и стратегии его преодоления
Деятельность в бизнесе связана с большими стрессовыми нагрузками, что может приводить к эмоциональному выгоранию, развитию дистресса и даже различным заболеваниям.
Можно выделить следующие факторы стресса в бизнес-деятельности:
1) ситуация высокой степени неопределенности: неопределенность всегда приводит к повышению напряжения и к стрессу;
2) ситуация конкуренции;
3) высокая степень ответственности: как правило, вся ответственность за бизнес и за сотрудников лежит на предпринимателе, что также повышает стрессовую нагрузку;
4) риск при принятии решений также повышает уровень стресса;
5) дефицит времени;
6) многозадачность, характерная для бизнес-деятельности – важный фактор стресса;
7) высокий темп изменений как социальных, так и материально-технических – характерная особенность нашего времени. Человек не успевает адаптироваться к сложившимся условиям, как ситуация вновь изменяется (например, меняются законы, нормативные акты, требования к материальной оснащенности предприятия и т.д.);
8) кризисные ситуации: их преодоление всегда связано с повышенными стрессовыми нагрузками;
9) конфликтные отношения (с поставщиками, партнерами, сотрудниками, клиентами и т.д.).
Примеры из практики
М. Мелия (Мелия, 2012) отмечает, что в числе главнейших стрессов воронежские руководители различного уровня называют следующие факторы: сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций, низкая мотивация сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними, постоянная нехватка времени, чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий), ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами, потеря смысла деятельности, стресс несбывшихся надежд и т.д.
Что же такое стресс? Термин "стресс" стал широко использоваться с начала 1940-х гг. после публикации работ У. Кеннона (1932) и Г. Селье (1936). Этим термином обозначается напряженное состояние организма, возникающее в ответ на воздействие экстремальных факторов окружающей среды. В результате состояния стресса мобилизуются силы организма для борьбы с воздействующими факторами.
Следует учитывать, что в умеренной степени стрессовая реакция является полезной, так как способствует выживанию и совладанию с трудными ситуациями. Проблемы возникают тогда, когда стрессовая реакция является или слишком сильной, или слишком длительной (хронический стресс), в результате чего силы организма истощаются и начинается его разрушение. Деструктивный стресс называют дистрессом.
Существуют индивидуальные стрессовые пороги. Для каждого человека есть свой уровень стрессовой нагрузки, которая является для него максимальной и при превышении которого развивается дистресс. Как правило, более низкий порог у людей со слабым типом нервной системы (меланхолики). В то же время без стрессовой нагрузки организм также не может существовать, теряется способность к адаптации, может наступить депрессия, апатия в результате монотонности жизни. Поэтому многие люди провоцируют стрессовые ситуации специально, создавая для себя излишние трудности, или, например, занимаясь экстремальными видами спорта.
Развитие стрессового состояния у человека включает в себя три стадии (рис. 4.1):
1) реакция тревоги – нарастание напряженности;
2) стадия резистентности, или адаптации;
3) стадия истощения, или дистресс, при продолжении действия стрессогена или исчерпании адаптационных возможностей организма.
На рисунке приведены кривые возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. Первая кривая (обозначена цифрой 1) отражает реакцию организма на небольшой (малой амплитуды и продолжительности) стресс, с которым человек сталкивается ежедневно. После такого стресса организм достаточно быстро восстанавливается и возвращается к первоначальному состоянию. Вторая кривая (2) отражает реакцию организма на сильный стрессогенный фактор. В первой фазе (стресс) организм мобилизуется для борьбы с отрицательным воздействием, повышаются его возможности, однако если стрессогенный фактор продолжает свое воздействие, наступает отрицательная фаза, происходит ослабление организма, и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии.
Рис 4.1. Стадии стрессовой реакции
Существуют различные виды стресса.
По длительности стрессовой реакции выделяют:
• острый стресс – состояние непосредственно во время или после воздействия стрессогенного фактора;
• хронический стресс – возникает при длительном действии стрессогенных факторов.
По виду реакции на стресс выделяют:
• физиологический стресс – физиологическая реакция организма на неблагоприятные для него физические факторы окружающей среды (температура, шум, свет и т.п.);
• психологический стресс – нарушение психоэмоционального баланса вследствие воздействия не только физических, но также социальных факторов. Психологический стресс, в свою очередь, делится на эмоциональный стресс (при эмоциональной перегрузке) и информационный стресс (в ситуации информационных перегрузок или, наоборот, информационного вакуума).