Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях

Психологическая помощь смешанным семьям, психокоррекция отношений между ее членами, являющимися представителями разных этнических общностей, – дело нужное и важное в нашем многонациональном государстве. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических, педагогических и других услуг представителям смешанных семей.

Основными направлениями такой помощи являются:

– формирование, развитие и коррекция представлений о межнациональных браках, своеобразии их формирования и упрочения (при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семей с супругами, являющимися представителями разных национальностей, гак и смешанные семьи в целом; должны приниматься во внимание и важнейшие этапы их жизни и взаимоотношений);

– предотвращение развития негативных психологических явлений (разногласий, трений и кризисов во взаимоотношениях супругов, конфликтов) в разноэтнической семье в целом или у отдельных ее членов, или снижение напряженности и конфликтности между ними специальными психологическими, педагогическими и иными средствами;

– предотвращение затруднительных социально-психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей;

– ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений совместной жизни в семьях различной этнической принадлежности.

Важнейшими принципами оказания психологической помощи семьям, где супруги являются представителями разных наций и народов, должны быть:

– проведение ее лишь по желанию супругов, прямо или косвенно заявивших о ее целесообразности для семьи;

– осуществление помощи только ненасильственными способами и средствами и лишь после формирования соответствующей мотивации у членов семьи;

– проявление специалистами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и приобретения членами последней навыков оказания подобной помощи друг другу;

– полный отказ специалиста от своих индивидуальных национальных стереотипов[1].

С целью достижения большей эффективности своей деятельности специалистами различного профиля должны проводиться также психологическое консультирование и психологическая профилактика семей представителей конкретных этнических общностей.

Основными задачами психоконсультирования представителей смешанных полиэтнических семей являются[2]:

– проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения ими психологических знаний для разрешения конфликтных (кризисных) ситуаций во внутрисемейных отношениях и воспитании;

– выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними профилактической работы;

– оказание помощи супругам – представителям различных национальностей в выявлении психогенных, т.е. травмирующих, отклонений во взаимоотношениях и воспитании, а также в выборе адекватных форм их преодоления;

– обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний в ходе налаживания отношений и в воспитании детей в смешанных семьях.

Главной задачей психопрофилактической работы должны быть предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравмирующих реакций, возникающих в результате адаптации к трудностям отношений и воспитания детей в смешанной семье.

Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная и постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям, которые можно свести к следующему[3]:

– нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высокими, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни не просто людей, а представителей конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация о супружеских взаимоотношений которых, а тем более изучение их, просто недопустимы);

– необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначенных для этих целей.

Все методики должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на национально- психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз применения методик.

Возможно несколько подходов к этнопсихологической и этнопедагогической диагностике семейных отношений[4].

Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов разных школ, разных наук в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон отношений и воспитания смешанной семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредотачивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую и этнопедагогическую информацию о семье, отношениях и воспитании в ней и в какой последовательности необходимо получить в ходе ее изучения.

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью она изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических "слабых мест" семейных отношений и воспитания, а также учитывает:

– совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику семейных отношений в рамках "родители – дети" и "братья – сестры";

– национальное своеобразие психологической интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях ее с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики. Этот метод позволяет получать максимально полную информацию о смешанной семье.

При этнопсихологической и этнопедагогической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.

Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности, который свойственен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время присоединиться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнюю "настороженность", возвратить ее на уровень привычного фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям поведения и привычкам взаимоотношений, нормам взаимодействия и воспитания. Все это может достигаться профессиональной и национальной компетентностью специалиста-исследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей.

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической и педагогической информации о семейных отношениях и воспитании. Для этого обязательно должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть "своими глазами" происходящее "за кадром". Необходимо также тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия, требуется создание специальных экспериментальных и педагогических ситуаций, позволяющих изучить поведение, деятельность, характер взаимоотношений представителей той или иной этнической общности.