Психологическая поддержка
Сценарий тренинга по принятию и оказанию психологической поддержки, который разработал известный смоленский ученый Валерий Абрамович Сонин.
Занятие 1
Занятие начинается с вопросов ведущего:
— Что такое психологическая поддержка?
— Всегда ли ее надо оказывать?
— Как ее оказывать и не стать рабом?
— Как оказать психологическую поддержку себе? и др.
1. Знакомство с группой. Все образуют круг и по очереди представляются, лучше по именам. Это сразу же устанавливает равный стартовый эмоциональный уровень. Затем каждый участник группы задает любому другому участнику вопрос: "Какую цену он заплатил за этот семинар (материальная, эмоциональная, семейно-бытовая или другая пена)?"
2. Игра-импульс "Пианино" (психолого-энергетическая зарядка). Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы слева и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям.
3. Выбор партнера (разбивка на пары, можно по выбору). Участники становятся в круг, закрывают глаза и ладонями ощупывают ладони другого члена группы.
4. "Расскажи о себе". В течение 20 минут (по 10 минут каждый) партнеры рассказывают о себе друг другу.
5. "Вербализация чувств". На листе бумаги двумя-тремя словами описывается то чувство, ощущение, которое каждый испытал при общении с партнером.
6. Обмен листами бумаги с записями.
7. Если у кого-то в группе обнаружатся одинаковые или синонимичные слова (по признакам, формулировкам), эти участники еще раз "объясняются", уже под единым словом-понятием.
8. "Пантомима". Каждая группа представляет на уровне пантомимы свое название, а другие угадывают, что это означает.
9. Из трех-четырех (и больше) групповых пантомим формируют одну, и ведущий ее разгадывает (когда ее готовят, он отсутствует).
10. Название обшей пантомимы становится названием группы, ее девизом, что оказывает положительное эмоциональное влияние на группу.
11. Все рассаживаются, и каждый представляет своих собеседников.
12. Каждый из участников рисует на ватмане фломастерами образы своих переживаний, чувств. Можно дополнять рисунки стихами, комментариями.
13. Каждый участник объясняет, что он хотел выразить своим рисунком.
Занятие 2
1. "Вспомни свое переживание". Каждый член группы рассказывает о своих переживаниях, чувствах, состоянии. Разминка, игра "Пианино".
2. Выработка правил группы. Если группа принимает общие правила, то кто-то один их произносит, а все повторяют.
Пример правил группы
1. Обращаться друг к другу на "ты" и по имени.
2. Обращаться без учета статуса.
3. Быть всегда ответственным за свои слова и поступки.
4. Все происходящее свершается здесь и теперь.
5. Все, что происходит в группе, должно делаться на добровольных началах.
6. Принимать себя и других такими, каковы они есть.
7. Соблюдать конфиденциальность.
8. Быть искренним, говорить только от первого липа.
9. Избегать оценок друг друга.
Руководитель предупреждает членов группы против поспешных необоснованных выводов, рекомендует им избегать оценочных суждений с использованием нравственных и социальных критериев, предлагает всегда максимально объективировать собственные эмоциональные состояния, не производить внутреннюю критику в категориях "плохо — хорошо". Сам руководитель старается не употреблять научно-психологические термины, которые усложняют процесс взаимопонимания (однако могут быть ситуации, когда кое-что объяснить необходимо). Выдвигается требование не объяснять, не обсуждать групповые события вне заседаний группы, чтобы не было утечки важного материала. Исключаются рассуждения политического, философского и чисто теоретического плана, а также критика, хотя может допускаться конфронтация. Больше ценятся действия, чем слова.
Никто не несет наказания, осуждения за невыполнение чьих-то распоряжений.
3. Упражнение в кругу. Каждый говорит о состоянии соседа справа.
4. Упражнение в парах. Группа снова делится на пары. В течение 10 минут каждый говорит о состоянии, в котором он находился, когда получил психологическую поддержку.
5. Обсуждение этой психологической поддержки в парах.
6. "Материализация". На лист ватмана, доску выносятся признаки понятий, составляющих психологическую поддержку.
7. "Принятие". Психологическая поддержка принимается такой, какая есть, например эмпатия, добродушие, честность и т.д.
8. Энергетическая разрядка. Релаксация: все участники, соединяя руки, образуют круг (левая рука — ладонью вверх — принимающая, правая — ладонью вниз — отдающая), закрывают глаза и представляют себе, что энергия ходит но кругу (1—2 минуты).
Занятие 3
1. Энергетическая разминка. Каждому участнику присваивается название определенного животного или птицы. Ведущий начинает: "Сокол, Сокол!" (если кто-то получил такое "имя"). Сокол отвечает: "Сокол!" и произносит другое название птицы, зверя. Тот, чье "имя" назвали, произносит свое "имя" и другое произвольно, и так по круг}'. Остальные участники в этот момент произносят хором имя названного зверя, птицы, хлопают по коленкам на раз-два (темп можно увеличивать, ритм можно задавать любой).
2. Упражнение в парах. Два стула в круге. Садится первая пара, и каждый рассказывает, что он чувствовал на прошлом занятии. Ведущий останавливает одного из говорящих и приглашает на его место другого.
3. Упражнение в группе. Три человека выходят из комнаты, после чего группе дается задание: два участника считают, что им срочно нужна психологическая поддержка, и называют себя. Входящий по команде руководителя должен определить, угадать, кто нуждается в такой поддержке, т.е. отыскать этих двух участников. Так делает каждый из трех участников, выведенных из комнаты.
4. Группа обсуждает, почему выходивший из комнаты выбрал их, а не других. Затем называют тех, кто был "спрятан".
5. "Пять вопросов". Каждому участнику задают пять вопросов, ответы на которые он записывает:
— Три твоих наилучших черты?
— Три твоих слабости, приводящие к неудачам?
— Три твоих способности, помогающие достигать цели?
— Три твоих наиболее уязвимых особенности, которые позволяют управлять тобой или причинять боль?
— Три твоих надежды или радостных ожидания будущего? На это отводится 7—10 минут.
6. Упражнение в парах. Группа делится на пары (лучше, если это будут вновь созданные пары) и в течение 10 минут обсуждает написанное друг другом. Конкретно сами черты не упоминаются, но о них говорят косвенно. Затем каждый из группы пытается описать свою реакцию.
Это упражнение рекомендуется делать каждый день. Вывод, к которому должен прийти каждый и запомнить его: психологическая поддержка нужна человеку не только в горе, ной в радости.
7. Упражнение в группе. Все садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой (два цикла).
8. "Аквариум". Круг делится пополам, и образуется два круга — один внутри другого. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, передают друг другу тарелку с водой, а участники группы из внешнего круга наблюдают без всяких комментариев и эмоциональных реакций. Запрещается помогать, корректировать. Затем проводится анализ полученных впечатлений, самочувствий, состояний. Каждый описывает то, что чувствовал при передаче и приеме тарелки с водой, пытается объяснить свои ощущения присутствия за спиной "третьей руки", того, кто помогал мысленно на расстоянии. Интерпретация занимает примерно 45 минут. Это упражнение позволяет в какой-то степени оценить человека.
9. Дополнительные упражнения (задания можно варьировать):
I. "Обсуждение ситуаций". Например: "Представьте, что вы спите. В три часа ночи звонок в дверь. Вы открываете дверь, а там врач скорой помощи, которого вы не вызывали. Вывод — не надо оказывать помощь, вернее, навязывать ее, когда в ней не нуждаются. Один из способов поддержки себя — не принимать одобрение других людей".
II. "Ролевая игра". Формируются группы по три человека. Каждая группа представляет ролевую игру, где участники выполняют поочередно роли психолога, наблюдателя, клиента. Работают по 20 минут. Затем участники оценивают работу друг друга и свою собственную.
III. Трансактный анализ по Эрику Берну (обычно предлагается педагогам).
IV. "Поводырь и слепой". Один участник закрывает глаза, а другой его ведет. Затем "слепой" оценивает свои чувства и ощущения.
10. Задание на дом: вечером вспомнить, что было радостного на занятии.
11. "Работа с открытками". На открытке, которую дает руководитель занятия, пишется собственное имя и продолжение фразы, обращенной к каждому участнику: "Мне нравится в тебе..." Открытки отправляются по кругу; когда открытка возвращается отправителю, он посылает улыбку по кругу — от каждого каждому...
Ведущий говорит: "Занятие окончено".
В конце каждого занятия ведущий должен проанализировать происшедшие изменения по следующему плану:
1. Формальное общение.
2. Поддержание контакта (бытовая тема).
3. Глубинные чувства и критические ситуации.
4. Интимный уровень, полное доверие к каждому, динамика поведения индивида.