Психологическая компетентность
Современному преподавателю крайне необходимы психологические знания. Родители и педагоги часто испытывают дефицит сведений по психологии. Остановимся на двух важных моментах. Обращаясь к студенту или школьнику, преподаватели редко отдают себе отчет в том, что у каждого человека есть не только сознание, но и бессознательное. В психике человека огромный материк этого бессознательного. Наши мысли и поступки во многом определяются глубинами психики. Однако между сознанием и остальной частью психики фиксируется рассогласованность. Это мучительный, обостренный конфликт.
Отчего наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов? Почему природа распорядилась так, что вспышки света озаряют неожиданное? Никто, кроме самого человека, не может выткать уникальную прядь своей жизни. Каждый человек хранит собственные кольца припоминаний. То, что происходит с ним, не растворяется, не исчезает, а уходит в глубины подсознания и там живет своей уникальной жизнью. Наращиваются целые пласты чувствований, некогда испытанных состояний. Поведение человека нельзя рассматривать только как порождение человеческого разума. Огромную роль в его поступках играет воображение, способность к фантазии, кристаллизации опыта бессознательного.
Еще одно психологическое положение. В 1921 г. вышла книга швейцарского психолога Юнга "Психологические типы". Основная идея этой работы, как уже говорилось, состоит в том, что существует многообразие человеческих типов. Мы – разные. Мы по-своему воспринимаем мир, иначе, чем другие, оцениваем события. Парадокс, однако, заключается в том, что каждому свойственно думать, будто его способ восприятия мира – это психологическая норма. Все остальные ведут себя "странно", "необычно". Принадлежа к определенному психологическому типу, преподаватель воплощает в своей личности достоинства и недостатки этого типа. Это важно понимать, чтобы избежать недоразумений.
Возьмем, например, преподавателя, который по юнгианской типологии относится к мыслительному тину. Такой педагог обычно строит свои лекции или ведет уроки по строгому, продуманному плану, от которого не отступает. Он пытается до конца сформулировать ту или иную мысль, не оставляя места для недомолвок. Значительное внимание он уделяет понятиям. По его убеждению, если понятия не усвоены с предельной точностью, дальнейшее продвижение к изучению проблем бессмысленно.
Вот основные характеристики такого рационального типа:
– понятия должны быть разложены по полочкам, нерешенные вопросы ему мешают;
– склонен планировать работу и выполнять ее до конца;
– стремится к точности в деталях;
– работоспособность, как правило, стабильна;
– решения принимает взвешенно и не любит их менять;
– легко придерживается установленных правил дисциплины и порядка.
Однако есть преподаватели другого типа. Это, например, люди эмоционального склада. Они совершенно не в состоянии убедительно изложить материал, если он не представляется им интересным, парадоксальным, захватывающим человеческие чувства. Такой преподаватель обычно бывает импровизатором. Он располагает планом, однако легко может отвлечься от него, если возникла неожиданная реплика, сложилась нестандартная ситуация. Такой преподаватель способен "взять" аудиторию не рассуждением, а эмоцией.
Преподаватель данного типа:
– действует импульсивно, применяясь к ситуации;
– может сразу начать несколько тем, но с трудом завершает их или не заканчивает вовсе;
– предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предлагает случай;
– любопытен, любит новый взгляд на вещи;
– характеризуется тем, что его работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин;
– часто действует без подготовки, рассчитывая на везение.
Теперь представим себе преподавателя, который по юнгианской типологии называется ощущающим типом. Ощущение – это ведущий для него способ приспособления к реальности. Вот он ведет урок по биологии и с огромным увлечением рассказывает о жизни земляного червя, которого в классе рассматривают через микроскоп. Но кто-то из группы задает теоретический вопрос. Преподаватель раздражен: причем здесь общая теория, когда можно наглядно ощутить и тело, и повадки этой твари иод микроскопом.
Теперь возникает вопрос: можно ли требовать от преподавателя универсальности? Иначе говоря, разумно ли упрекать педагога, если он увлекается и совершенно не может следовать плану, который представлен ему как неукоснительный? Было бы неразумно отвлечься от индивидуальной психологической характеристики преподавателя. Важно чтобы он использовал сильные стороны своей личности и успешно выполнял возложенные на него задачи. Целесообразно проявить уважение к индивидуальному стилю деятельности преподавателя. Однако это вовсе не означает, что нет общих требований к труду педагога.