Лекция 4. Психологическая характеристика личности

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

– знать, что представляют собой и что включают в себя личность и индивидуальность человека;

– уметь различать и правильно осмысливать психические свойства личности;

– владеть навыками правильной интерпретации этапов и особенностей социализации личности.

Понятие о личности в психологии

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека (субъект, индивид, индивидуальность, личность), которые позволяют правильно осознать различные стороны проявления его сущности.

Во-первых, психология всегда рассматривает человека в качестве субъекта (участника, исполнителя) исторического и общественного процесса в целом, конкретной деятельности, являющегося источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает как форма активности человека, позволяющая ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Во-вторых, в психологии человек изучается как индивид, который является:

– своеобразным представителем других живых существ, отличающимся от животных спецификой фило- и онтогенетического развития;

– отдельным представителем человеческой общности, имеющим присущие только ему особенности психики и поведения.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие его психофизиологической организации; устойчивость всех его усилий в процессе взаимодействия с окружающей средой.

В обыденной жизни, когда говорят об индивидуальности человека, имеют в виду его оригинальность. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность конкретного человека, делающую его не похожим на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.

В-третьих, психологическая наука рассматривает человека как личность, в которой выделяется, прежде всего, общественная сущность. Вне общества, социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик. Таким образом, человека создает природа, а формирует общество.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ отношений, к которым относятся:

1. Политические отношения. От того, свободна ли личность или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит ее психология.

2. Идеологические отношения. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует ОГЛАВЛЕНИЕ ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

3. Отношения людей в группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает авторитет, занимает определенное положение, играет какие-либо роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами, к которым обычно относят: своеобразие физиологии ВНД, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы знаем эти факторы и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

1. Своеобразие физиологии ВНД личности – это специфика функционирования нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

2. Анатомо-физиологические особенности личности – это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе функционирования анатомо-физиологических особенностей лежит проявление задатков человека, которые представляют собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, облегчающие развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Следовательно, это может специфически проявляться в ходе совместной деятельности с последними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

3. Окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик.

Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида (в том числе активность и эмоциональность) заложены в нем от рождения. Активность выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлению себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости поведения, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность же проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья, также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

4. Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

При этом следует иметь в виду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде[1], а с другой – присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования ее индивидуально-психологических особенностей[2].

Психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение ее психических свойств и сторон и на этой основе на осмысление всех се черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований (см. гл. 3.).

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности – настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе и определяет ее важнейшие жизненные цели, интересы, отношения и позиции.

Моральный облик личности – это система представлений о морали, отражающая наличие у человека твердых устоев и определяющая его действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности – это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.