Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает должный уровень развития познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка.

Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимались многие ученые. Одним из них был Л. С. Выготский, который утверждал, что готовность к школьному обучению формируется в процессе обучения: "До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения" [1].

Сейчас обучение проводится и в дошкольных учреждениях, но там акцент делается прежде всего на интеллектуально-познавательном развитии: ребенка учат читать, писать, считать, при этом занятия проходят в игровой форме с максимумом наглядности. Однако можно уметь делать все это и не быть готовым к школьному обучению, потому что готовность определяется еще и тем, в какую деятельность данные умения включены. А в дошкольном возрасте освоение умений и навыков включено в игровую деятельность, следовательно, эти знания имеют другую структуру. Поэтому, определяя школьную готовность, нельзя оценивать ее только по формальному уровню знаний, умений и навыков письма, чтения, счета.

Говоря об определении уровня школьной готовности, Д. Б. Эльконин утверждал, что надо обращать внимание на возникновение произвольного поведения (см. 8.5). Иными словами, необходимо обращать внимание на то, как ребенок играет, стремится ли он соблюдать правила, следит ли за тем, соблюдают ли их другие дети, берет ли на себя трудные роли, настойчиво ли преодолевает трудности. Эльконин также говорил, что превращения правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности к обучению.

Степени развитости произвольного поведения были посвящены эксперименты Д. Б. Эльконина. Он взял детей 5, 6 и 7 лет, положил перед каждым кучку спичек и попросил по одной переложить их в другое место. Семилетний ребенок с хорошо развитой произвольностью скрупулезно выполнял задание до конца, шестилетний какое-то время перекладывал спички, потом начал что-то строить, а пятилетний привнес в это задание свою собственную задачу.

В процессе школьного обучения детям приходится усваивать научные понятия, а это возможно только в том случае, когда ребенок, во-первых, умеет различать разные стороны действительности. Необходимо, чтобы он видел в предмете отдельные стороны, параметры, которые составляют его ОГЛАВЛЕНИЕ. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ему необходимо понять, что его точка зрения не может быть абсолютной и единственной.

По мнению П. Я. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития:

1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации, способность взглянуть на объекты с разных точек зрения.

Рассмотрим параметры определении уровня школьной готовности более подробно.

Интеллектуальная готовность. Она определяется по следующим пунктам: 1) ориентировка в окружающем мире; 2) запас знаний; 3) развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать); 4) развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической); 5) развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность. Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой "социальной позиции". Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. По мнению Е. О. Смирновой, для обучения важно также наличие у ребенка личных форм общения со взрослым.

О недостаточной готовности ребенка к школе говорит преобладание внешних мотивов — интерес больше к ученической атрибутике (портфелю, тетрадям, пеналу), чем к содержанию будущей учебной деятельности.

Волевая готовность. Ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо, — соблюдать нормы школьного поведения при любом своем психофизическом состоянии.

К шести годам уже начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот

план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.

Но в школе требования к волевой сфере психики резко возрастают, и большинство первоклассников в начале обучения испытывают связанные с этим трудности.