Психологическая безопасность при работе в Сети
Основной проблемой обеспечения психологической безопасности, в первую очередь психологического здоровья пользователей компьютерными и сетевыми технологиями, стала проблема информационной (когнитивной) перегрузки. Специфика гипертекстового формата представления информации привела, по мнению многих ученых, к возникновению у пользователя Интернета особого психологического феномена, который получил название "проблема потери ориентации в гиперпространстве" (англ. lost in hyperspace problem). Этот психологический феномен проявляется в том, что пользователь не может локализовать свое местонахождение в информационном пространстве вебсайта, он постоянно возвращается к одним и тем же материалам, не понимает, куда ему надо обращаться за нужной информацией (даже если подозревает, что она существует где-то в изучаемом гипертекстовом пространстве), не знает, как вернуться к ранее просмотренным темам, забывает изначальную мотивировку своего поиска и ОГЛАВЛЕНИЕ просмотренных веб-страниц и т.д. Потеря ориентации в гиперпространстве часто ведет к потере смысловых связей между просматриваемыми материалами и почти всегда вызывает крайне поверхностное восприятие их содержания[1]. Второй не менее существенной проблемой является бесконтрольное распространение в Сети информации, которая может нанести психологическую травму или спровоцировать пользователя на совершение каких-либо противоправных действий. Для решения этих проблем достаточно успешно ведутся работы но совершенствованию разных видов пользовательского интерфейса, а также по созданию программных приложений, способных фильтровать информационный поток по заданному набору параметров.
В меньшей степени изучены сегодня учеными способы нейтрализации возможных негативных последствий психологического воздействия сетевой компьютерной коммуникации в долгосрочной перспективе. В частности, отмечаемый многими исследователями эффект отчуждения от социального окружения, который наблюдается у людей, достаточно много времени проводящих в Сети. В литературе можно встретить результаты исследований, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения и даже к развитию депрессивных состояний[2]. Существуют и другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Например, было доказано, что использование Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к нарушениям в процессах их социальной адаптации и т.д.
Специалисты-психологи пишут о сложных взаимоотношениях человеческой психики с феноменом виртуальной реальности (англ. MUD – Multi- User Dimensions), о возможной связи виртуального мира с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта[3]. Постоянно идут споры о реальности явления интернет-аддикции, т.е. неконтролируемой психологической зависимости от Интернета, которая приобретает болезненные формы. Обсуждается психологическая безопасность увлечения ролевыми играми в Интернете, их возможная связь с асоциальным поведением, психологическая мотивация использования аватара в качестве попытки изменить свою идентичность или создавать множественную сетевую идентичность и т.д.[4]
Таким образом, проблемы обеспечения информационной и психологической безопасности при работе в глобальных сетях являются одними из наиболее серьезных вопросов, с которыми сталкивается современное информационное общество, поэтому рекомендации и правила компьютерной безопасности всегда находятся в центре внимания при формировании информационной культуры пользователей Интернета.