Лекция IX. Психоаналитические концепции культуры
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр, невропатолог, психолог, создатель психоанализа. Своей теорией оказал колоссальное влияние на формирование многих направлений в искусстве, на трактовку ряда проблем культуры и на развитие некоторых гуманитарных наук XX в. В 1873-1881 гг. он изучал медицину в Венском университете, затем работал как практикующий врач. В ходе практической деятельности сложился метод лечения неврозов, названный им "катарсический", который и лег в основу оригинальной психотерапевтической теории (и метода). З. Фрейд считал себя психиатром и подчеркивал свою некомпетентность в вопросах, выходящих за рамки психологии и психиатрии. Однако, пытаясь осмыслить на языке психоанализа тревоги своей эпохи, он вышел на самый высокий уровень социальных обобщений и расширил применение своего метода до решения проблем глубинной психологии людей, философии человека и культуры. Многие идеи З. Фрейда уже были высказаны предшествующими мыслителями, их можно найти в работах Платона, В. Шекспира, Р. Декарта, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в трудах индийских мудрецов. Заслуга З. Фрейда, бесспорно, - в том, что он придал этим идеям конкретную связь с практикой психотерапии, ставшей основанием для создания психоаналитической концепции.
Характеристика психики
Анализ культурных феноменов осуществляется З. Фрейдом с позиций его теории, сложившейся в ходе практической деятельности. Эти взгляды на структуру человеческой психики можно найти в работах "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), "Я и Оно" (1923). Изложим ее основные положения. В психике человека существует три сложно взаимодействующие между собой сферы, или инстанции. Первая, бессознательная, инстанция - Оно (Id), к которой относится, прежде всего, все унаследованное, врожденное, заданное конституцией, происходящее в первую очередь из телесной организации влечения. Вторая - Сверх-Я (Super-Ego), или идеал, - в которой как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, социальной среды, народной традиции. Обе эти инстанции представляют прошлое - наследственность и общественную историю. Третья - Я (Ego), ей принадлежит переживаемое настоящее, но переживается и осмысляется реальность в зависимости от прошлого самого индивида, от заданной им системы видения.
Фундамент и генератор деятельности психики - бессознательное. Оно иррационально, в нем сосредоточены все биологические влечения (инстинкты) и желания человека, главные из которых - жизнеутверждающие, сексуальные (обозначенные как Эрос, или либидо (от лат. libido - влечение, страсть, стремление) и жизнеразрушающие, влекущие к смерти и порождающие склонность к агрессии (Танатос). В реальной психике человека эти влечения перемешаны в различных пропорциях. Главный стимул, которым руководствуется в своей деятельности бессознательное, - удовольствие. Помимо этих первичных природных инстинктов, находящихся в сфере бессознательного, в ней содержатся и инстинкты, влечения, вытесненные из сознания индивида как неприемлемые для общества и культуры. Разумное Я человека, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека, оно регулирует актуализацию бессознательных влечений и вытесняет из сферы сознания те из них, которые не соответствуют данному уровню культуры (запрещенные формы сексуальности, стремление к насилию, жестокость и т.п.). Не существует четкой внутренней границы между Я и бессознательной душевной субстанцией, обозначенной как Оно. Для более наглядного представления о взаимодействии Я и Оно З. Фрейд прибегает к образу колесницы: "Функциональная важность "Я" выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к "Оно" оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а "Я" - заимствованными. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда копь хочет; так "Я" превращает волю "Оно" в действие, как будто бы это была его собственная воля". Этот образ иллюстрирует сложный процесс взаимодействия бессознательного и деятельности сознания, приводящий к внутренней конфликтности психики. Внутренняя конфликтность обусловлена интенциями бессознательного и невозможностью их реализовать вследствие ограничений, накладываемых со стороны сознания. Такая амбивалентность (противоречивость) расценивается З. Фрейдом в качестве универсальной черты психики человека.
Поскольку именно в психике находится источник всех проявлений человеческой души, постольку психоанализ имеет еще одно название - "глубинная психология". Согласно З. Фрейду, чтобы объяснить смысл нынешних психических затруднений человека, необходимо вернуться к его детству и там искать их исток; аналогично, чтобы понять смысл разнообразных сфер культурной деятельности человечества, необходимо обратиться к анализу ранних этапов человеческой истории, ибо там содержится объяснение сегодняшних творений, религиозных верований, моральных запретов. Это отождествление онтогенеза, относящегося к развитию отдельного существа, и филогенеза, относящегося к процессу исторического развития человечества, - важнейшая предпосылка культурологической концепции психоанализа.