Психика и миф
Название "психика" происходит от греческого слова "душа", "дыхание", "бабочка". Психея – в древнегреческой мифологии душа. Это, вообще говоря, олицетворение человеческой души и дыхания. Психею обычно изображали в виде дыма и испарений. Она покидала тело человека после его смерти. В более поздние времена Психею представляли в виде бабочки или девушки, иногда с крыльями бабочки.
В греческой мифологии Психея – супруга Эрота, бога любви. Миф о Психее чрезвычайно важен для понимания природы человеческой души, поэтому обратимся к нему в пересказе древнеримского писателя Апулея. В произведении последнего какая-то старушка рассказывает историю девушке, похищенной разбойниками, чтобы развлечь ее. В основе этой сказки лежит сюжет, который был распространен в творчестве многих народов. Достаточно назвать "Аленький цветочек" С. Аксакова.
Жили-были царь и царица. У них были три прекрасные дочери. Старшие довольно удачно вышли замуж. Что касается третьей, то к ней никто не мог подступиться. Она отличалась такой неземной красотой, что каждый лишь восхищался ею словно прекрасной статуей или богиней. Люди стали поговаривать о том, что Психея – не какая-то обыкновенная царевна, а новая Афродита, и поэтому ей начали воздавать божеские почести.
Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для своей дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном наряде на высокую скалу, где за ней придет чудовищный чешуйчатый дракон. Увидев Психею, Эрот был пленен ее красотой и забрал ее к себе в чертоги.
Эрот взял со своей невесты обещание, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Между тем сестры пришли на скалу и стали оплакивать Психею, которая попросила у возлюбленного встречи с ними. Эрот пригрозил ей серьезными испытаниями, однако Психея встретилась с сестрами. И здесь мы вступаем в мир человеческой обыденности. Сестры выказали зависть к Психее. Они даже стали советовать ей убить чудовище, потому что не знали о настоящем муже Психеи.
Теперь Эрот покинул Психею, потому что понял: она раскрыла его тайну. В отчаянии Психея бросилась в реку, но из любви к Эроту река вынесла ее. Измученная тщетным стремлением к любимому и к его смерти, Психея отправилась к сестрам, которые своими коварными советами довели ее до такого состояния. В этот момент Психея тоже рассказала им небылицу о том, что Эрот любит их, а на нее и смотреть не хочет. Сестры бросились к скале и разбились.
Возможно, пересказ мифа утомляет. Однако попробуем разглядеть в этом сказании мир человеческих чувств. Здесь любовь и зависть, тайна и болтливость, красота и ее отражение – безобразие, радость и страдание, успех и крушение, мечта и реальность, жизнь и желание уйти из этого мира, очарование и разочарование. Поистине, в этом мифе – весь наш внутренний мир.
Проследуем за мифом, и окажется, что даже боги могут изменить себе. Узнав о проделках сына, Афродита из богини любви превратилась в богиню злобы. Она впала в такое буйство, которое оказалось неслыханным для тысячелетней истории греческих мифов. Афродита велела служанкам отхлестать Психею плетьми, а затем принялась за нее сама. Разодрала на ней платье, вырвала пряди волос. Потом она потребовала, чтобы Психея выполнила три задания. Богиня высыпала перед ней груду пшеницы, ячменя, проса, мака, гороха, чечевицы, тщательно перемешала все это и велела Психее рассортировать зерно к зерну. Однако муравьи выручили красавицу и помогли ей в трудном деле.
Затем Афродита велела ей принести клок шерсти из золотого руна диких овец, которые паслись за рекой. Здесь на помощь Психее пришел тростник – покровитель влюбленных. Он посоветовал девушке дождаться полудня, когда разморенные жарой овцы присмиреют и устанут, и собрать с кустов клочки шерсти, оставленные овцами на пути к пастбищу. И снова Афродита была посрамлена.
Наконец, Психея должна была принести воду из источника на крутой скале, который сторожили недремлющие драконы. Эту воду принес Психее орел самого Зевса. Афродита догадалась, что тут не обошлось без помощи и сочувствия, и велела Психее отправиться в загробное царство и принести баночку с волшебной мазью, дарующей красоту. Сознавая, что это поручение невозможно выполнить, Психея поднялась на башню, чтобы броситься вниз.
Но тут башня заговорила человеческим голосом. Она рассказала Психее, как попасть в загробное царство, как преодолеть пагубные трудности. Башня наказала девушке ни в коем случае не открывать баночку, которую она добудет в загробном мире. Но разве женщина может убежать от собственного любопытства? В баночке оказалась не красота, а "подземный стигийский огонь". Лежит Психея в бесчувствии, исчезли очертания мира. Она погрузилась в вечный сон.
Неужели мифу конец? А Эрот? Увидев Психею, он снял с нее сон, вернул его в коробочку, легким уколом своей стрелы пробудил Психею, велел ей отнести коробочку Афродите, а сам бросился к Зевсу и рассказал ему о своей любви к Психее. Что делать Зевсу? Громовержец возвел смертную Психею в ранг богини. Мифологическое повествование о трагической и все же счастливой любви Психеи и Эрота – один из самых распространенных, постоянных и популярных сюжетов литературы и искусства.
А теперь вывод. Психея – это практически каждый человек, который пытался обрести счастье и наслаждение, которому пришлось познать и разочарование, и горе, и безутешность, который не раз был на пороге смерти, а порой сам искал вечного забвения. Но всегда оказывалось: рано, еще есть выход. И нередко он находил ненависть там, где искал любовь. Умеет ли человек хранить тайну? Видимо, не всегда. Способен ли он преодолеть любознательность? Знаком ли ему голос зависти? Если так, ему понятен миф о Психее, ведь это рассказ о человеческих слабостях, стремлениях, поражениях и победах. В наших жизненных приключениях мы познаем стихийно некое психологическое знание.