Лекция 14. Психическое здоровье населения

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основы современной теории психического здоровья;

• механизмы дезадаптации, сопровождающей психические расстройства;

• основные технологии обеспечения психического здоровья;

уметь

• соотносить медико-социальные технологии с концепциями и теориями комплексно ориентированной социальной работы;

• использовать социокультурный потенциал национальногосударственного управления для решения задач психического здоровья;

владеть

• основами медико-социальных практик в области охраны психического здоровья;

• современными технологиями организации психиатрической помощи.

Общие представления о психическом здоровье

Проблема психического здоровья привлекает внимание как специалистов (психологов, психиатров, психотерапевтов), так и широкий круг людей, страдающих или ранее страдавших теми или иными психическими расстройствами, их близких, тех, кто испытывал психологические затруднения, а также здоровых людей, которые хотят больше узнать о психике человека, психическом здоровье и психических расстройствах.

К сожалению, в общественном сознании сложились предубеждения и предрассудки о психических заболеваниях, о людях, страдающих ими, о помощи, в которой нуждаются эти люди, их близкие, а также о врачах, психологах, других специалистах, оказывающих данную помощь.

Ошибочные взгляды на происходящее, отсутствие адекватной информации у пациентов и их близких являются причиной того, что не используются возможности лечения, современной помощи при психических нарушениях.

Визиты к "народным целителям", астрологам, "специалистам по биоэнергетике", экстрасенсам, ясновидящим, как правило, не дают долговременных устойчивых результатов, изматывают пациентов и их родственников психологически, физически, требуют больших материальных затрат. Кроме того, в создание мифов о психических заболеваниях, психиатрической помощи и о пациентах, страдающих психическими расстройствами, вносят значительный вклад средства массовой информации, создавая неблаговидные образы "психически больного", "психушки", "злодеев-психиатров".

В то же время, по мнению Р. А. Евсегнеева (2008), некоторые позитивные изменения в обществе и сознании людей произошли. Постепенно формируются новые представления о психических расстройствах. Все больше граждан стали осознавать, что эти нарушения являются широко распространенными и очень велика вероятность того, что у большинства людей в течение жизни возникнет то или иное расстройство психической деятельности. Психическое здоровье является одной из главных жизненных ценностей и основой благополучия, и его сохранение – это важная задача каждого человека.

Благодаря доступной для общества информации приходит осознание того, что многие психические расстройства успешно лечатся, особенно при ранней постановке диагноза, а результаты лечения психического заболевания улучшаются при установлении сотрудничества между врачом и пациентом.

Длительный опыт развития психиатрической помощи в различных странах свидетельствует о том, что возможности повышения эффективности ее оказания возрастают, если формируются отношения сотрудничества, партнерства врача с пациентом, его близкими при распределении между ними ответственности за результаты лечения.

Такая форма лечения приходит на смену длительно существовавшему патерналистскому стилю взаимоотношения врача и пациента, при котором последний рассматривался как пассивный объект врачебных действий. При таком подходе от больного не требовалось наличия знаний об имеющемся заболевании, его причинах, методах лечения, ранних признаках начинающегося обострения, особенностях влияния образа жизни, общения с окружающими на течение заболевания.

Благодаря формированию стиля партнерского взаимодействия пациент постепенно превращается в полноценного участника лечебного процесса.

Представления о психическом здоровье не являются одинаковыми в различных культуральных и социальных группах, а также в разные исторические периоды, т.е. психическую норму оценивают в конкретном социальном и культуральном контексте. Поэтому специалисты в области психического здоровья, наряду с симптомами психических заболеваний, должны знать этнические, социальные, профессиональные особенности пациентов, а также нормы поведения, культуральные традиции, особенности языка групп населения, к которым они принадлежат.

Несмотря на большое количество индивидуальных особенностей, учеными различных стран мира установлены границы психической нормы и психического расстройства. Без определения четких критериев оказание помощи пациентам с психическими нарушениями, их лечение крайне затруднено.

По мнению Д. Шульте (2002), понятие "болезнь" часто используется для характеристики состояний, которые уже не выглядят нормальными и нуждаются в особом объяснении. Это могут быть заметные, вызывающие беспокойство изменения в самочувствии, работоспособности, поведении человека, которые обычно для него не характерны. В повседневной жизни такие состояния могут возникнуть вследствие психоэмоционального и физического перенапряжения или тяжелого стресса, например утраты близкого человека. Используя понятие "болезнь", мы часто имеем в виду изменения, являющиеся следствием каких-либо, часто предполагаемых, перемен в человеке, который сам считает себя больным. Более точное обозначение этого субъективного состояния – плохое самочувствие.

Болезнью можно называть объективные изменения в организме человека.

Кроме психологического (психиатрического) аспекта этих понятий ("плохое самочувствие") и биологического ("болезнь"), имеется еще социальный аспект – изменение поведения человека, что делает очевидным для окружающих болезненных характер отмечаемых у него изменений. Таким образом, выделяют психологический, биологический и социальный компоненты психического заболевания.

Психическое здоровье – позитивное состояние, обусловливающее ответственность, самоконтроль, самосознание и социально одобряемое поведение. Оно является, таким образом, одной из важнейших составляющих общего здоровья.

По определению ВОЗ, критериями психического здоровья являются:

– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я";

– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

– критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте внешних воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

По мнению С. Б. Семичова, можно выделить пять степеней психического здоровья или психической "нормы":

1) идеальное здоровье (норма) – не встречающееся в реальной жизни гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого гармонично интегрированы и соответствуют нулевой вероятности психического расстройства;

2) среднестатистическое здоровье (норма) – показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции; предполагает риск психического расстройства при определенных условиях;

3) конституциональное здоровье (норма) – соотнесение определенных специфических типов психического состояния с тем или иным конституциональным соматотипом; предполагается предрасположенность к определенному кругу заболеваний;

4) акцентуация – вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности, ее дисгармонией; акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, суживает границы этой адаптации, что предопределяет ситуационную уязвимость личности и увеличивает риск возникновения психических расстройств;

5) предболезнь – появление первых, эпизодических признаков психической патологии, приводящих к нерезким нарушениям социальной адаптации.

Как указано выше, понятие о психической норме не может быть однозначным. Оно многогранно, обусловлено культуральными, социальными, религиозными и философскими взглядами конкретного общества.

Р. А. Евсегнеевым в основу определения психической нормы положены следующие принципы.

1. Среднестатистические вероятностные закономерности, по которым норма – это то, что встречается значительно чаще, или то, что характерно для большинства людей. Такая норма является результатом усреднения большого числа индивидуальных колебаний. Здесь психиатрия вполне близка с общей медициной. Таким образом, подсчитана, например, нормальная величина коэффициента интеллекта IQ (англ. Intelligencequotients).

У значительного большинства людей она колеблется в определенных пределах, а показатели ниже определенной величины IQ считаются патологическими (умственная отсталость). Вполне очевидно, что сама психическая норма представляет собой широкий диапазон вариантов, расположенных между двумя полюсами – от полного, "идеального" психического здоровья до состояний, приближающихся или прямо граничащих с психической патологией.

2. С более узкой, прикладной точки зрения, психическое здоровье, норма – это просто отсутствие у человека психической болезни, т.е. когда по общепринятым международным диагностическим стандартам врач не может установить у данного человека наличие какого-либо психического расстройства. Это означает, что любой человек считается психически здоровым, пока не доказано обратное, т.е. пока врач-психиатр не смог аргументированно утверждать, что состояние данного человека соответствует диагностическим критериям того или иного психического расстройства, имеющегося в МКБ-10.

В то же время состояние психического здоровья в доказательстве не нуждается. Этот принцип чрезвычайно важен для соблюдения прав человека при оказании психиатрической помощи, так как способен защитить его от необоснованных социальных ограничений в случаях, когда у него лишь подозревают наличие психического расстройства. Для распознавания психического расстройства, дифференциации его от нормальных проявлений психической жизни важным является не только наличие у человека того или иного признака или симптома, даже ярко выраженного, сколько его стойкость, условия возникновения, характер сочетания симптомов друг с другом в определенном сочетании (синдроме).

3. В более широком смысле психическое здоровье означает способность человека хорошо приспосабливаться к окружающей среде и успешно выполнять свои различные функции – как физиологические, так профессиональные и социальные. В соответствии с этим признаками психического здоровья являются хорошая приспособляемость к условиям социальной жизни, хорошее качество функционирования в разных сферах – семейной, профессиональной, социальной. Болезненным же считают состояние, когда адаптационные способности и качество жизни человека ухудшаются.

Важно, чтобы при определении психического здоровья или болезни все перечисленные принципы использовались в совокупности.

Качествами, характеризующими хорошее психическое здоровье, являются следующие:

– способность любить и ценить самого себя, поддерживать достаточный уровень самоуважения и уверенности в себе – одно из главных качеств здоровых людей;

– реальное, близкое к действительности адекватное представление о своих жизненных возможностях, сильных и слабых сторонах, готовность принимать свои недостатки, способность к самокритике;

– наличие продолжительных личных отношений с другими людьми, доставляющих человеку радость и удовлетворение, способность любить других;

– наличие чувства ответственности перед окружающими;

– способность справляться с требованиями повседневной жизни и приспосабливаться к ним, осознанно изменять себя;

– умение ставить реальные цели и добиваться их исполнения;

– способность получать удовольствие от обычных вещей и от повседневной жизни, жить "здесь и теперь", а не для светлого, но отдаленного будущего;

– способность произвольно строить и планировать свою жизнь по своему желанию и не испытывать необоснованного страха перед будущим, вера в себя.

Факторы, повышающие риск возникновения у человека различных форм психических расстройств, хорошо изучены. Их можно разделить на три большие группы:

– факторы биологические – в том числе пол, возраст, перенесенные ранее болезни, наследственно обусловленные особенности обмена веществ, состояние внутренних органов и систем и др.;

– факторы социальные – прежде всего семейные и межличностные психотравмирующие ситуации, наличие или отсутствие социальной поддержки, особенности семейного воспитания, материального состояния;

– факторы психологические – прежде всего особенности личности человека, его характера, способа реагирования на те или иные происходящие события.