Лекция 6. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

После изучения данной главы студент должен:

знать основные типы (и типологии) эмоциональных состояний;

уметь различать эмоциональные состояния других людей по внешним признакам;

владеть некоторыми навыками эмоциональной саморегуляции.

Эмоции

Некоторые психологи считают необходимым различать минимум четыре типа психических состояний человека: эмоции, аффекты, чувства и настроения. Эмоции человека при этом выделяются в особую область психического, которую называют психическими состояниями. Между тем некоторые психологи рассматривают эмоции как самостоятельный психический процесс, а другие вообще предлагают различать психические состояния и эмоции. Однако поскольку эмоциональные состояния характерны для любого психического процесса, то эмоции целесообразно все-таки относить к состояниям и не выделять в самостоятельный психический процесс.

Эмоции чаще всего рассматриваются как состояния, возникающие по отношению к ситуации, в которой оказывается человек. Это отличает эмоции, например, от чувств, которые возникают по отношению к конкретным объектам или людям. Когда человек говорит: "Я боюсь", – это обычно рассматривается как эмоция (состояние тревоги). Если он говорит: "Я боюсь вон того странного человека", – то это вернее было бы называть чувством (чувством страха). Таким образом, могут быть описаны, например, эмоция радости и чувство радости.

Но вот вина должна быть только чувством. Если у человека проявляется некий генерализованный комплекс вины, то это может быть симптомом заболевания, например невроза или более серьезной патологии. Человек не может непрерывно чувствовать себя виноватым: в этом случае личность обычно защищается, используя какой-либо из механизмов психологической защиты, которые впервые были подробно описаны 3. Фрейдом. Если же этого не происходит, возникает заболевание.

Некоторые психологи считают, что понятие эмоциональной амбивалентности следует относить исключительно к чувствам, ведь только к конкретному объекту отношение может быть одновременно и плохим, и хорошим. Эмоция в соответствии с данным определением беспредметна. Более того, многие психологи полагают, что эмоция в отличие, например, от аффекта может не иметь внешних проявлений. В таком случае аффекты человек оценивает как то, что происходит с ним, а эмоцию, как то, что происходит в нем. Кроме того, эмоцию можно рассматривать и как результат эмоциональности (например, тревожность как черта личности), и как результат ситуации (ситуативная тревога). Однако предполагается, что при определенных условиях аффект может возникнуть у любого, даже самого эмоционально устойчивого и флегматичного, человека. Это покренлено юридическими нормами: закон допускает, что любой человек может оказаться в состоянии аффекта независимо от своей эмоциональности, темперамента или каких-то иных индивидуально-психологических свойств.

Так или иначе, но вопрос природы, типологии и свойств различных психических состояний даже сегодня вызывает дискуссии между специалистами (психофизиологами, психологами, психиатрами). В частности, применение позитронно-эмиссионного томографа показывает, что, скорее всего, не бывает осознанных эмоциональных состояний без соответствующих изменений, происходящих в мозге, хотя тонкие эмоциональные переживания, например изменение настроения, точно соотнести с динамикой мозговых структур не удается.

О связи эмоциональных состояний с психическими процессами следует сказать особо. Эмоции в условиях решения мыслительных задач или принятия решений могут играть и положительную, и отрицательную роль. В частности, слишком сильные как негативные, так и позитивные эмоции способны приводить к эмоциональной дезорганизации мышления. Скажем, эмоция радости в условиях спортивного соревнования либо азартной игры может спровоцировать человека на необдуманные поступки, которые приведут к закономерному проигрышу. Эмоция страха, застенчивости часто создает психологические барьеры при необходимости выступать публично, например, в условиях телевизионного интервью, на сцене, на кафедре, трибуне и пр. О связи эмоций и мотивации было сказано выше (см. 5.9, закон оптимума мотивации Йеркса – Додсона).

Согласно некоторым данным, эмоции человека связаны с определенными мозговыми структурами, прежде всего с активностью правого полушария. Все внешние сигналы, поступая в мозг, разделяются на два информационных потока: первый направляется в кору и обрабатывается как ощущения и восприятия; второй поступает в подкорку, в частности в гипоталамус, и переживается в виде эмоциональных состояний. Именно в гипоталамусе обнаружены зоны, которые являются некими центрами удовольствия и неудовольствия, а также страдания, агрессии, покоя и пр.

В психологии было предпринято огромное количество попыток классифицировать эмоции, выделять типы эмоций и т.п. (рис. 6.1). Например, Гарольд Шлоссберг предложил модель эмоций человека в виде неких геометрических фигур (окружность, сфера и пр.). Его идея состояла в том, что одни эмоциональные состояния могут трансформироваться в другие.

Одну из классификаций предложил американский психолог Кэррол Изард. Он выделил так называемые базовые эмоции, к которым отнес радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, и эмоции, возникающие в результате различного сочетания базовых. Согласно Изарду, могут быть выделены высшие эмоции, которые он называет чувствами (чувство гнева, любви, ревности, патриотизма и т.д.)• Стыд и гордость Изард относит к таким эмоциям, которые возникают у человека лишь при общении с другими людьми. Многим эмоциям свойственна амбивалентность (двойственность), например, любовь и ненависть могут возникать одновременно при ревности.

Рис. 6.1. Различные модели эмоциональных состояний

Традиционно эмоции различают также по модальности, интенсивности, длительности и другим характеристикам.

Принято считать, что развитые эмоции переживают не только люди, но и животные достаточно высокого уровня биологической и психической организации. На Земле обитает порядка 2 000 000 видов животных и около 500 000 видов растений (остальное – грибы и микробы), т.е. способность к эмоциональным переживаниям, возникшая, по-видимому, как результат эволюционного развития, – свойство достаточно развитой биологической материи, а не живого вообще.

Пример

Растения эмоций не имеют, поскольку есть все научные основания полагать, что эмоции непосредственно связаны сдвижением организмов, их передвижением в пространстве (в воздухе, по земле, в воде). Причем речь идет в первую очередь об активном (поисковом), а не только реактивном движении и необходимости решать достаточно сложные аналитические задачи, требующие оценки по принципу "хорошо – плохо", "приятно – неприятно" и пр. У растений же чаще всего существует лишь единственный стимул для движения – солнечный или иной свет. Для решения этой задачи эмоции, скорее всего, не нужны. Таким образом, статьи об "эмоциях растений", коих в околонаучной литературе одно время было достаточно много, – очередной миф. Анализ клеточного строения большинства растений показывает, что их биологическая структура лишена необходимых для возникновения эмоциональных переживаний механизмов, в частности специфической нервной системы, способной на некие эмоциональные реакции. В природе существуют растения, которые питаются насекомыми или реагируют на прикосновения (стыдливая мимоза и др.). Однако растительные аналоги нервной системы не связаны с субъективными переживаниями, к которым относятся эмоциональные состояния организма. Впрочем, данный вопрос крайне сложен, и рассуждать на эту тему можно лишь теоретически, а точнее – на уровне гипотез, которые проверить в настоящее время не представляется возможным.

Проблема изучения природы эмоций очень сложна. В частности, во всей полноте она проявляется при создании искусственного интеллекта. Известен эксперимент, положенный в основу так называемого теста Тьюринга, идею которого предложил один из создателей современного компьютера Алан Тьюринг. Смысл теста состоит в том, чтобы человек, который опосредованно, скажем, с помощью клавиатуры, взаимодействует с другим человеком и одним компьютером, мог в процессе обмена информацией, задавая вопросы и получая на них ответы, определить, с кем именно он взаимодействует в конкретный момент времени – с человеком или с компьютерной программой.

Особую роль изучение эмоций играет в клинической психологии. Огромное количество психических заболеваний связано не только с патологическими изменениями когнитивных процессов, но и характеризуется измененными эмоциональными переживаниями. Так, если у больных шизофренией эмоции притупляются, то у страдающих маниакально-депрессивным психозом они могут изменяться во времени – от эйфорического веселья до глубокой тревоги или безразличия; у возбудимых психопатов эмоции оказываются бесконтрольными, бурными и возникают по любому незначительному поводу. Здесь обнаруживается терминологическая путаница: кто-то говорит об эмоциях, а кто-то – о специфических психических состояниях, которые называются аффектами и отличаются от обычных эмоций. Проблема возникает вследствие того, что эмоциональные состояния имеют весьма большое количество различных проявлений. И если относительно легко можно измерить интенсивность эмоций, то очень сложно оценивать и измерять их качество, оттенки и переходы одних эмоциональных состояний в другие. Вот почему часто говорят о неких базовых эмоциях, границы между которыми в значительной степени размыты[1]. И еще больше осложняет проблему факт амбивалентности эмоциональных состояний.

Здесь важно обратить внимание на такие понятия, как эмоциональная устойчивость и саморегуляция, которые выражаются прежде всего в том, в какой степени человек умеет управлять своими состояниями в условиях общения с другими людьми или при выполнении какой-либо сложной деятельности. До определенного предела этому способен научиться любой человек. Однако в наиболее сложных ситуациях научиться управлять своими эмоциями (саморегуляция) можно только в результате специальной тренировки (аутогенная тренировка и др.), например с помощью специальной аппаратуры, основанной на измерении кожно-гальванической реакции и принципе обратной связи. В то же время хорошо известно, что управлять высшими эмоциями, т.е. чувствами (чувство любви, ревности, совести, стыда, собственного достоинства и др.), крайне сложно или даже вовсе невозможно.

Люди от рождения обладают разным набором эмоциональных проявлений, и нередко эмоциональные состояния связаны с психическими свойствами человека, в частности с темпераментом. Как известно, тип темперамента во многом определяется генетическими факторами, тем не менее история театра и кино знает талантливых актеров, способных воспроизводить на сцене образы людей, обладающих совершенно разными темпераментами. При этом многие гениальные актеры (то же можно сказать о писателях), по мнению ряда искусствоведов и специалистов в области театрального искусства, способны на сцепе (или во время создания художественного произведения) переживать состояния, которые в обычной жизни им несвойственны.

По-видимому, одно из самых неприятных эмоциональных проявлений – человеческая несдержанность, которая становится наиболее яркой в условиях астенизации (усталость, чувство голода, физические травмы, соматические заболевания и пр.). Такое эмоциональное проявление очень часто выступает причиной конфликтов – межличностных, семейных и др. Большую социальную проблему также представляют субъекты с отсутствием способности к ярким эмоциональным переживаниям, что порождает равнодушие, неспособность сострадать горю людей и пр. Но если первую проблему можно в какой-то степени решить посредством воспитания, формирования социальных норм и даже путем совершенствования юридических установлений (требований законодательства), то решение второй проблемы оказывается крайне затруднительно. Чтобы отличать способных и неспособных к сопереживанию людей, психологи ввели специальный термин – эмпатия. Таким образом, можно сделать вывод, что сильные, ярко выраженные эмоции, а также их почти полное отсутствие (эмоциональная тупость) являются, скорее, негативным проявлением человеческой природы или даже патологией и требуют особого внимания со стороны окружающих человека людей и общества в целом.

Еще в 1912 г. В. Вундт предложил теорию, в соответствии с которой эмоции можно представить как вариации трех составляющих. Каждая составляющая (измерение) имеет два противоположных, исключающих друг друга направления: "удовольствие – неудовольствие"; "возбуждение – успокоение"; "напряжение – разрядка". Вундт полагал, что, например, эмоция "удовольствие – неудовольствие" вызывается условиями среды обитания человека, а эмоция "возбуждение – успокоение" определяется внутренними процессами организма.

Позже психологи предлагали много моделей, объясняющих природу, динамику, силу и качество эмоций. Одной из попыток сопоставить когнитивные процессы и эмоциональные состояния стала так называемая информационная теория эмоций, разработанная российским психологом Павлом Васильевичем Симоновым. В соответствии с данной теорией эмоция – это отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности (с учетом ее силы и качественных характеристик) и возможности (вероятности) ее удовлетворения. Тогда возникновение эмоций может быть описано следующей формулой:

Э = П × (Ис – Иy),

где Э – эмоция (ее величина, качество и знак); П – величина и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка возможности (вероятности) удовлетворения потребности на основе генетического (врожденного) и онтогенетического (приобретенного конкретным человеком) опыта; Ин – информация о средствах, которые предположительно необходимы для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми субъект реально располагает в данный момент. Таким образом, при Ис > Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис < Ин – отрицательный.

В соответствии с данной моделью страх у человека возникает при нехватке сведений, необходимых ему для защиты от какой-либо опасности. Но если у человека нет потребности в чем-то, то эмоция отсутствует. По мнению автора концепции, эмоция не может возникнуть и тогда, когда у человека есть все необходимые условия для удовлетворения потребности. Однако эти и некоторые другие положения данной теории сразу же вызывали резкую критику.

Например, в формуле П. В. Симонова представлена в качестве переменной Ин – информация, которая необходима для удовлетворения будущих потребностей, т.е. идет речь о еще неудовлетворенной потребности. Это означает, что модель Симонова описывает не актуальные потребности, а лишь те, которые субъект намеревается удовлетворить. Решая данную проблему, П. К. Анохин предложил модель, которая показывает, что сила эмоции, а также ее валентность зависят от степени достижения поставленной цели: если цель достигнута, появляется положительная эмоция, если не достигнута, – отрицательная.

Эмоции человека характеризуются широким спектром индивидуальных переживаний. Как было указано выше, многие психологи различают собственно эмоции и высшие эмоции, или чувства. Собственно эмоции сигнализируют о состоянии внутренней среды организма и внешней среды обитания, регулируют процессы адаптации и реакции организма и психики на ситуацию, побуждают организм к действиям. В отличие от эмоций, которые есть у людей и у животных, в соответствии с данной концепцией чувства доступны только человеку.

Пример

Одни психологи отрицают наличие субъективных состояний и, тем более, высших эмоций у животных, тогда как другие придерживаются противоположной точки зрения и борются за то, чтобы признать высших животных существами, способными испытывать не только простые эмоции, но и чувства. Однако эта научная проблема выходит за пределы психологической теории, углубляясь в область экономики, политики и нрава. Так, в 1997 г. Европейский союз в приложении к Амстердамскому договору официально признал животных существами, имеющими не только эмоции, но и чувства. В США некоторые некоммерческие организации проводят кампании по официальному признанию животных чувствующими существами.

Некоторые психологические эксперименты показывают, что не обладающие с точки зрения ученых развитой психикой животные способны проявлять реакции, которые похожи на результаты эмоциональных переживаний. Например, такие данные получены в экспериментах на улитках. Объективно (научно) проверить наличие субъективных переживаний у животных сегодня не представляется возможным. Тем не менее многие известные писатели-анималисты, а также ученые-зоопсихологи и этологи, наблюдающие за жизнью животных (К. Лоренц, Н. Тинберген, Л. В. Крушинский), описывают ситуации их сложного поведения, во многом напоминающего поведение людей, переживающих высшие человеческие чувства, такие как верность, ревность, преданность и др. В отдельных случаях можно даже наблюдать некоторые формы "рационального экономического поведения" животных. Так, многие собаки, например породы чихуахуа и терьер, получая от человека пищу, часто не съедают ее сразу и полностью, а прячут "на потом" и возвращаются за добавкой. Они делают запасы еды, отказываясь от сиюминутной потребности употребить пищу, – в этом можно зафиксировать элементы экономического (сберегающего) поведения[2].

Связь эмоций и мотивации – одна из наиболее сложных теоретических проблем психологии. О связи эмоций и мотивации поведения ведутся такие же мощные дискуссии, как и об их природе. Однако взгляды ученых по данной проблеме, как часто бывает в психологии, существенно различаются. Например, И. П. Павлов нередко использовал данные термины в качестве синонимов; то же самое вслед за ним делали многие его ученики, полагавшие, что эмоции и мотивация имеют эволюционно общую природу. Грузинский психофизиолог И. С. Бериташвили утверждал, что не голод побуждает животное к действию, а сопровождающая его эмоция. Российский психолог В. К. Вилюнас также считал, что эмоции могут выступать самостоятельными побудителями поведения, т.е. выполнять функцию мотивов. П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором. А. Н. Леонтьев чаще отводил эмоциям статус оценки в структуре психической деятельности и не считал возможным относить эмоции к мотивам.

Одно из важных свойств эмоций заключается в том, что они могут возникать не только как реакция на события, которые происходят с человеком в конкретный момент времени, но и в результате воспоминаний или воображаемых ситуаций, а также как реакция на ожидаемые события. Практически большинство эмоций имеют полярную направленность (валентность), т.е. субъективно их можно оценить как положительные либо отрицательные (приятные или неприятные). Причем число отрицательных эмоций по результатам исследований у любого человека многократно превышает количество положительных. Возможно, в этом заключается характерная для подавляющего большинства людей причина стремления к искусственному увеличению числа приятных эмоций, что выражается в тенденции употреблять наркотические препараты, алкоголь, переживать необычные состояния измененного сознания.

Самой яркой эмоциональной реакцией человека многие специалисты считают такой тип эмоции, как аффект – сильное, но кратковременное состояние. От аффектов отличается настроение – относительно длинное эмоциональное состояние, которое может быть весьма разнообразным: радостным, печальным, спокойным и т.д. С. Л. Рубинштейн считал, что настроение часто возникает не в результате какого-то конкретного события, а характеризует общее состояние человека на протяжении некоего времени. В свою очередь, А. Н. Леонтьев полагал, что основная функция эмоций – оценочная; таким образом, эмоция – это оценка, возникающая в условиях формирования и развития какой-либо психической деятельности. Кроме того, многие психологи делят эмоции на стенические и астенические: первые усиливают активность человека, вторые – ослабляют, делают его зависимым и пассивным.

Пример

В маркетинге и рекламе оценка эмоциональных состояний потребителей является одной из важных задач. Здесь широко применяется метод эмоциональной оценки различной продукции с помощью шкалы семантического дифференциала Ч. Осгуда. Метод основан на оценке потребителями некоего объекта по полярным шкалам, состоящим из специально подобранных прилагательных. Например, используются такие шкалы, как "грустный – радостный", "умный – глупый" и др. Испытуемый выбирает одно из значений на шкале но каждой паре прилагательных в интервале от -3 до +3. Перед предъявлением объектов для оценки испытуемых часто просят оценить некий идеальный объект. Сравнение идеального объекта с конкретной продукцией, например рекламной, проводится на основе метода наименьших квадратов. Близость того или иного варианта товара (услуги) к графику идеального объекта позволяет выявить наиболее предпочитаемый вариант продукции; остальные ранжируются по степени предпочтения группой испытуемых.

Многие психологи отмечают принципиальные различия, которые можно обнаружить при сравнительных исследованиях когнитивных процессов человека и его эмоциональных состояний. Когнитивные процессы и эмоциональные состояния отражаются в сознании в виде неких субъективных переживаний, причем эмоции связаны со всеми психическими процессами. Они могут даже преобладать над когнитивными процессами, например, когда возникает так называемая эмоциональная дезорганизация мышления в стрессовой ситуации. Но при определенных условиях эмоции могут регулироваться и контролироваться такими психическими процессами, как мышление и воля человека.

Автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин, анализируя эмоции как результат эволюции, неоднократно указывал на их связь с инстинктами. Он достаточно наглядно и подробно показал, что мимические движения, сопровождающие эмоциональные состояния, свойственны и детям, и людям, слепым от рождения, хотя роль социального научения в плане формирования устойчивых эмоциональных проявлений также отрицать невозможно. Однако не только эмоциональные состояния вызывают соответствующие мимические движения, но и мимика способна вызывать эмоции. На этом построены некоторые психотерапевтические технологии. При их использовании человека учат или заставляют смеяться, плакать и пр. В начале прошлого столетия данное явление, известное психологам как теория Джемса – Ланге, рассматривалось на фундаментальном научном уровне в качестве возможного механизма эмоциональных состояний.

Известно, что сильные эмоции, как отрицательные, так и положительные, способны негативно сказаться на состоянии организма. Например, человек, имеющий проблемы со здоровьем (сердечнососудистые заболевания), может даже погибнуть от вызвавшей сильное волнение радости. Это объясняется теорией стресса Ганса Селье (рис. 6.2), который показал, что стресс на уровне организма является неспецифической эмоциональной реакцией, т.е. организм человека и сильную психическую травму, и состояние огромной радости может оценить на психофизиологическом уровне одинаково негативно. Селье полагал, что стресс – это обязательное проявление эмоциональной сферы человека. Определенный уровень стресса просто необходим для нормальной жизнедеятельности, поскольку именно данный тип реагирования организма на разнообразные проявления внешнего воздействия позволяет человеку адаптироваться к окружающему миру. Селье называл проявление стресса общим адаптационным синдромом.

Рис. 6.2. Автор теории психологического стресса канадский психолог и психофизиолог Ганс Селье (1907–1982)

В соответствии с этой теорией можно обнаружить положительный стресс (эустресс) и отрицательный, приносящий вред организму. Негативный стресс Селье называл дистрессом, а состояние психической травмы, которую он наносит организму, – посттравматическим синдромом. Подобная травма может быть преодолена без последствий лишь некоторыми психологически очень сильными людьми, тогда как остальным будет нужна специальная психологическая помощь.

Поведение в ситуации дисстресса определяется психологическими особенностями человека. В частности, людей можно разделить на две группы – интерналов и экстерналов: первые, преодолевая стрессовую ситуацию, рассчитывают только на собственные силы, а вторые ожидают помощи со стороны. Между тем на практике чаще всего оказывается, что одни проблемы люди стремятся решить самостоятельно, а другие – с помощью окружающих. Тем не менее у многих людей может быть обнаружена некая устойчивая тенденция проявлять определенный присущий конкретной личности тип поведения, что позволяет говорить о стрессоустойчивости или, напротив, неустойчивости к стрессу. Экстерналы – люди, как правило, неуверенные в себе, психологически слабые, зависимые; интерналы, наоборот, часто малообщительные и замкнутые.