Прямые методы государственного стимулирования в России и за рубежом
В экономически развитых странах инновационный бизнес уже к 1980-м гг. был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе. В этой связи научно-исследовательская и инновационная деятельность в этих странах стала представлять собой сферу особого внимания правительств данных государств. Поддержка научно- исследовательской сферы осуществлялась как за счет прямых мер государственного воздействия, так и за счет косвенного регулирования и стимулирования инновационных процессов.
Среди прямых методов экономического государственного регулирования, наиболее активно используемых в развитых и развивающихся зарубежных странах, особенно выделяются: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемнонаправленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство[1].
Необходимо отметить, что особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также взаимодействие университетов с промышленностью.
Например, в Канаде прямое стимулирование исследовательской и инновационной сферы государством заключается в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и государственном финансировании НИОКР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам научно-исследовательского профиля государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих НИОКР совместно с частными компаниями. В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности. Наиболее широко расширение взаимодействия между университетами и компаниями поддерживается в США[2].
Помимо этого за рубежом общепринято стимулировать сферу и исследования и разработок правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований (в США в официальных правительственных документах капиталовложения в научно-технологическую сферу даже именуются "инвестициями в будущее", а сфера НИОКР рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов осуществления стратегических национальных целей).
Значительную роль в развитии инновационной сферы играет прямая адресная поддержка государством инновационных агентов, производителей наукоемкой продукции, университетов и исследовательских центров.
Доля прямого государственного финансирования в общем объеме финансовых средств, направляемых в инновационную сферу, превышает в ряде стран 35% (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Структура основных источников финансирования сферы исследований и разработок в ряде зарубежных стран
В США в среднем около 30% общего объема средств, направляемых в сферу исследований и разработок, составляют государственные вложения. Для стран Европейского союза характерно более значительное участие государства в финансировании сферы исследований и разработок. Так, средняя доля государственных источников финансирования 25 крупнейших экономик ЕС составляет 35%, при этом во Франции государственные вложения достигают 40% общего объема средств, направляемых в сферу НИОКР, а в Финляндии, например, прямое участие государства значительно меньше – 24%[3].
В абсолютном выражении размеры прямой государственной поддержки инновационной сферы в зарубежных странах исчисляются миллиардами долларов. Согласно статистическим данным Организации Европейского сотрудничества и развития в 2010 г. размер прямой адресной государственной поддержки сферы НИОКР в США превысил 147,1 млрд долл. Данное значение соответствует почти 5% расходов федерального бюджета и 1,3% ВВП страны (табл. 5.1)[4].
Таблица 5.1
Размер финансирования сферы НИОКР в 2010 г. в ряде зарубежных стран в разрезе основных источников,
млрд долл.
Страна |
Основные источники финансирования |
||
Государственный сектор |
Предпринимательский сектор |
Венчурный бизнес |
|
США |
147,1 |
149,9 |
101,7 |
Канала |
21,8 |
79,4 |
65,8 |
Великобритания |
99,0 |
73,1 |
179,9 |
Германия |
65,4 |
160,1 |
33,2 |
Франция |
173,5 |
90,1 |
79,6 |
Япония |
Нет данных |
204,0 |
0,3 |
Необходимо отметить, что по показателю государственных вложений в исследования и разработки США уверенно удерживают лидерство среди других экономически развитых стран, несмотря на то, что за последние годы объем инвестиций в НИОКР в абсолютном выражении сократился. Ежегодно прирост научных расходов в рамках федерального бюджета составлял 5–7% против 10–11,5% в странах ЕС и 4–6% в Японии[5].
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на значительный размер государственного финансирования сферы исследований и разработок в развитых странах, прямая государственная поддержка не является ключевой в развитии инновационного бизнеса. Правительство зарубежных стран активно участвует в инновационной деятельности, поддерживая инноваторов, однако их поддержка является выборочной, основной же упор делается на развитие и расширение частнопредпринимательских инициатив и развитие частного финансирования исследований и разработок.
Так, η США, Германии, Корее, Японии, Финляндии большая часть исследований и разработок финансируется и осуществляется усилиями частного сектора экономики. В странах параллельно функционирует система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах. Венчурный бизнес и спонсорская поддержка университетов является важнейшим источников финансирования для многих зарубежных исследовательских центров и подразделений за рубежом[6].
В России на сегодняшний день сложилась иная ситуация. В стране до недавнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса. Сегодня данные принципы поддержки и управления инновационной сферой меняются, но особенности старой системы еще проявляются.
Как показывает практика, несмотря на меняющиеся принципы и подходы к регулированию и поддержке инновационной активности, в стране на сегодняшний день все еще доминирует доктрина прямой поддержки исследований и разработок. Прямая финансовая поддержка государством агентов инновационного процесса осуществляется в стране за счет следующих источников:
• средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренных соответствующими бюджетами на эти цели;
• средств государственных внебюджетных фондов и иных государственных организаций, участвующих в инновационной деятельности.
При этом государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется:
• федеральными органами исполнительной власти РФ в пределах нормативов, установленных для них Правительством РФ;
• органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий;
• государственными организациями, осуществляющими государственную поддержку субъектов инновационной деятельности.
При осуществлении государственной инновационной политики реализуются меры по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Эти меры и направляемые па них средства выделяются в программах поддержки инновационной деятельности и поддержки малого предпринимательства. Бюджетное кредитование инновационных проектов осуществляется в законодательно установленном порядке.
Государственные расходы на финансирование инновационной деятельности при этом должны составлять не менее 1% от расходной части федерального бюджета в соответствии со статьей Федерального закона о федеральном бюджете РФ "Инновационная деятельность". Распределение средств, предусмотренных федеральным бюджетом по статье "Инновационная деятельность", осуществляется Правительством РФ.
Правительство РФ в соответствии с приоритетами государственной инновационной политики устанавливает органам исполнительной власти РФ норматив средств, направляемых ими на осуществление и развитие инновационной деятельности, по отношению к общему объему средств, предусмотренных данному органу исполнительной власти РФ ведомственной структурой расходов федерального бюджета. Порядок предоставления государственных гарантий по инновационным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ[7].
В целях финансовой поддержки инновационной деятельности могут создаваться инновационные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие финансирование инновационных проектов путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе. Также государство и государственные внебюджетные фонды участвуют в создании специализированных венчурных фондов для инвестирования в акционерный капитал инновационных предприятий, создаваемых для реализации рисковых инновационных проектов. При этом инвестиции, направляемые на финансирование инновационной деятельности, в случаях, предусматриваемых законодательством РФ и законодательными актами субъектов РФ, подлежат обязательному страхованию.
Как показывает опыт зарубежных стран, прямая государственная поддержка, как правило, наименее эффективна и среди других форм в промышленно развитых странах занимает малую долю в общем объеме финансовой поддержки сферы НИОКР. На масштабы проведения исследований и разработок предпринимательской средой существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестирования в научно-исследовательскую деятельность.
В России расходы на научные исследования и технические разработки в период 1990-х гг. значительно сократились. Постепенно ситуация с финансированием инновационной сферы из государственных источников постепенно меняется. Тем не менее в абсолютном выражении объем прямого государственного инвестирования в России существенно отстает от показателей финансовых вложений государства в экономически развитых странах. В целом, общенациональные научные расходы нашей страны практически сопоставимы с объемом финансирования науки в Финляндии. Уровень наукоемкости российского ВВП при этом не превышает 1,2%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 2% (в Японии 3,2% и в Финляндии 3,5%)[8].
По источникам финансирования сферы исследований и разработок Россия заметно отличается от большинства экономически развитых и развивающихся стран. Так, большая часть научно-исследовательских разработок в России финансируется государством. Примерно 60% средств на научные исследования поступает из государственного бюджета, и этот показатель остается достаточно стабильным на протяжении ряда лет. Рост участия бизнеса в финансировании исследовательских проектов незначителен. Как отмечалось выше, в развитых странах складывается противоположная ситуация – частные компании финансируют более 60% исследований[9].
Необходимо отметить, что если исходить из расширительного определения государственного сектора, который включает не только государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, но и акционерные общества с преобладающей долей собственности государства, то, по оценкам Института экономики переходного периода (ИЭПП), государственный научный сектор потребляет до 98% бюджетного финансирования, выделяемого на науку, и на него приходится около 86% основных фондов научного сектора в целом.
Как правило, в России прямая государственная поддержка научных исследований и разработок направлена преимущественно на оказание большей поддержки престижным фундаментальным исследованиям подчас в ущерб коммерчески перспективным прикладным исследованиям, на субсидирование существующих научно-исследовательских институтов, независимо от того, соответствует ли тематика их исследований приоритетным направлениям национальной политики, и на поддержание существующего положения вещей в институциональной сфере.
Таким образом, государственное финансирование научно-исследовательской сферы нацелено на поддержание существующей инфраструктуры научно-исследовательских организации, а не на получение соответствующих результатов.
Однако за прошедшие с начала реформ годы наметилась позитивная тенденция в отношении динамики и приоритетов финансирования национальных исследований. Общая интенсивность проводимых в стране исследований и разработок заметно выросла в последние годы, после преодоления рекордно низкого уровня, составляющего чуть более 0,8% ВВП, в постсоветские годы[10].
Текущие показатели научно-исследовательской и инновационной сферы страны пока значительно отстают от значений развитых зарубежных стран. Тем не менее при сопоставлении статистических данных необходимо иметь в виду, что разрыв между средними показателями в странах ОЭСР и России частично объясняется структурой российской промышленности. Известно, что деятельность в области НИОКР значительно менее активна в странах с экономикой, зависимой от природных ресурсов, в то время как в странах со значительной долей производства, приходящейся на фармацевтический и телекоммуникационный сектора, вложения в научные исследования, как правило, больше. Поскольку наукоемкие секторы сравнительно невелики в России, разрыв между уровнями вложения средств в научные исследования в странах ОЭСР и в России фактически меньше, чем можно изначально предположить.