Прямые иностранные инвестиции как инструмент конкуренции на мировых рынках
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны – реципиента инвестиций, которая характеризуется активным участием инвестора (либо его представителей) в деятельности компании.
ПИИ относятся к владению реальными активами – заводами, оборудованием и недвижимостью. При этом в случае приобретения уже существующей дочерней компании разница между инвестированием в реальные и финансовые активы (акции, облигации) становится трудноразличимой[1].
Долгосрочные вложения капитала и интеллектуальной собственности зарубежными собственниками в различные отрасли экономики могут осуществляться различными способами. Самый распространенный из них с точки зрения фактора конкуренции сводится к покупке финансовых активов (акций и облигаций) в иностранной компании. Следующим выступает либо ведение экспортных операций с иностранной фирмой, либо лицензирование иностранной компании. Эти варианты позволяют избежать рисков и издержек, связанных с перемещением персонала в иностранную страну; затруднений, вызываемых: необходимостью ведения дела на иностранном языке и в рамках чужой культуры; организацией снабжения; развитием новых рынков; действиями в другом политическом климате и др. По мере накопления опыта экспортной работы и при достаточно большом объеме внешнего рынка капитал инвестируют в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.
Различные формы ПИИ реализуются посредством базовых стратегий выхода компании на мировой рынок.
Согласно классическому подходу, выработанному Ф. Котлером, стратегии выхода на мировые рынки можно подразделить на следующие основные группы:
– экспорт (косвенный, прямой);
– совместная предпринимательская деятельность (лицензирование, подрядное производство, управление по контракту, предприятие совместного владения);
– прямое инвестирование (сборочные предприятия, производственные предприятия).
В условиях глобальной конкуренции наиболее эффективными и "продвинутыми" можно считать стратегию совместной предпринимательской деятельности и стратегию прямого инвестирования.
Стратегия совместной предпринимательской деятельности базируется на соединении усилий фирмы с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей.
Так, предприятие совместного владения – это объединение усилий иностранных и местных вкладчиков капитала для создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Существуют разные пути создания такого предприятия, например иностранный инвестор может купить себе долю в местном предприятии, или местная фирма может купить себе долю в уже существующем местном предприятии иностранной компании, или обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.
Появление предприятия совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. В частности, у фирмы, выходящей на внешний рынок, может не хватать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. Другая возможная причина предпочтительного появления предприятия совместного владения – иностранное правительство только таким образом допускает на рынок своей страны товары инонациональных производств.
Стратегией выхода на внешний рынок, обеспечивающей наиболее полное вовлечение фирмы в деятельность на нем, является вложение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. При этом фирмы конкурируют уже на мировом рынке, что приводит к совершенствованию производства, появлению новых товаров и услуг и т.д.
Следует отметить, что конкуренция – это свойственная рыночной экономике борьба между производителями товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг и одновременно механизм регулирования пропорций производства. Конкурируют фирмы как на национальном, так и на мировом рынке.
Известны следующие шесть типов рынков (по степени возрастания конкуренции): монопольный рынок; рынок с лидирующей фирмой; рынок тесной олигополии; рынок слабой олигополии; рынок монополистической конкуренции; конкурентный рынок.
В начале 1980-х гг. исследования феномена конкуренции были направлены на новый предмет, названный "конкуренция национальных экономик".
Начальные результаты исследований показали следующее:
1) успех фирм в борьбе (состязании) с конкурентами на мировом рынке в основном зависит от положения дел в стране;
2) конкурентность проявляется или утрачивается в конкретных сферах: производстве компьютеров, выпуске станков, оказании медицинских услуг;
3) сформирована теория, объясняющая объект исследования – конкуренцию национальных экономик и названная теорией конкурентных преимуществ национальной экономики.
Для понимания названной теории необходимо изучить: технологические нововведения; экономику промышленности; технологическое развитие страны (стран); экономическую географию; международную торговлю; политологию; промышленную социологию (социологию промышленности);
4) конкурентоспособность национальных экономик зависит от эффективности использования их ресурсов. Эффективность (продуктивность) использования национальных ресурсов труда и капитала способствует достижению цели государства – обеспечить своим гражданам высокий и повышающийся уровень жизни.
Эффективность использования труда и капитала – это отдача от единицы труда или капитала, выраженная в денежном (стоимостном) выражении;
5) если наиболее эффективные отрасли страны утратят конкурентность перед иностранными конкурентами, то страна не сможет поддерживать рост эффективности;
6) расширение экспорта за счет низкой зарплаты и слабой валюты и одновременный импорт сложных товаров (которые страна не может производить эффективно) могут привести к положительному сальдо торгового баланса, но понижению уровня жизни в стране;
7) международные преимущества в большинстве случаев сосредоточиваются в определенных отраслях, а иногда в отдельных сегментах рынка. В большинстве случаев фирмы – лидеры в какой-либо отрасли представлены не отдельными фирмами, а их группами. Успех же отдельно взятой фирмы часто объясняется специализацией на производстве какого-либо товара, государственными субсидиями или протекционизмом, и в этом случае успех фирмы таковым не считается;
8) успех в международной специализации определяет не наличие самих факторов (труд, капитал, технологии, информация), а то, где и насколько эффективно они используются. Капитал переходит из страны в страну. Новые технологии продаются на мировом рынке с запаздыванием. Развитие технологий сильно ослабило значение многих когда-то важных факторов. Доступ к технологиям стал важнее низких затрат на оплату труда рабочих;
9) часто успех страны в какой-либо отрасли экономики означает, что в стране базируются ведущие в этой отрасли ТНК и МНК. Стратегия ТНК и МНК – сочетание торговли и рассредоточение производства.
Главная задача теории конкурентных преимуществ национальной экономики – объяснить, почему компании данной страны успешно конкурируют с иностранными фирмами в определенных отраслях и секторах экономики.
Основные категории теории конкурентных преимуществ национальной экономики делятся на две группы:
1) относящиеся к фирмам;
2) относящиеся к стране.
К первой группе категорий относятся:
– отрасль;
– силы, определяющие конкуренцию в отрасли;
– конкурентные преимущества фирмы;
– формы международной конкуренции фирмы;
– глобальная стратегия фирмы.
Отрасль – это группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающих между собой.
Силы, определяющие конкуренцию, – соперничество между имеющимися конкурентами, угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров (услуг)-заменителей, способность поставщиков торговаться, способность покупателей торговаться.
Источники конкурентного преимущества существенно варьируются в пределах каждой отрасли. Конкурентное преимущество делится на следующие виды: более низкие издержки, дифференциация товаров, быстрое продвижение товара, сервисное обслуживание.
Формы международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются. Крайние случаи форм: 1) множественно-национальная и 2) глобальная. Первая форма – это конкуренция на совокупности национальных рынков, когда на каждом рынке конкуренция протекает по-своему. Международная отрасль – это механическая сумма отраслей. Вторая форма – это конкуренция на глобальной основе, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах (см. концепции международного маркетинга).
Глобальная стратегия фирмы – это решение о конфигурации фирмы (в каких странах и сколько выпускать) и способах координации ее деятельности (как согласовать рассредоточенную деятельность – тактика сбыта и др.).
Ко второй группе категорий относятся: факторы, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли.
М. Портер объединяет обе группы категорий в свойства страны, которые он называет детерминантами конкурентного преимущества. К ним относятся:
1) факторные условия, т.е. доступ фирмы к факторам, необходимым для успешной конкуренции;
2) условия спроса;
3) родственные и поддерживающие отрасли;
4) условия, относящиеся к фирме.