Прямой маркетинг и личные продажи
Прямой маркетинг использует прямые коммуникации с потребителями образовательных услуг с целью получения отклика в виде запроса дополнительной информации или непосредственно посещения вуза. Главной отличительной особенностью прямого маркетинга является использование нескольких средств коммуникаций. В связи с этим он может принимать различные формы, включая почтовую рассылку, консультации по телефону, использование Интернет. В последнее время стремительное развитие технических средств связи и коммуникаций, глобальная информатизация общества привели к тому, что прямой маркетинг стал более широким методом продвижения, включающим в себя и личные продажи.
Отличительные особенности прямого маркетинга:
• персональный характер сообщения;
• возможность установления длительных партнерских взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Прямым маркетингом в вузах занимаются следующие структуры:
1) отдел профориентации осуществляет следующие мероприятия:
• консультирование потребителей образовательных услуг;
• адресную рассылку рекламных материалов вуза;
• рассылку приглашений на мероприятия, проводимые вузом (презентации специальностей, дни открытых дверей и пр.);
• событийные мероприятия на территории вузов ("дни открытых дверей") и за пределами вузов (выездные ярмарки профессий);
• презентации специальностей вузов, проводимые их представителями в школах города;
• выступления агитбригад в школах города;
• экскурсии для школьников по институтам, факультетам, кафедрам;
Также сотрудниками отдела проводятся опросы в форме анкетирования старшеклассников, абитуриентов и студентов (образцы анкет приведены в Приложениях 3, 4). Результаты опросов школьников позволяют сформировать обширную клиентскую базу данных по физическим лицам (фамилия и имя школьника, адрес, телефон, e-mail, пол, школа, класс, взгляды, медиапредпочтения, финансовые возможности и др.) для рассылки рекламно-информационных листовок о направлениях подготовки вуза и планируемых событийных мероприятиях.
Результаты опросов абитуриентов (людей, уже принявших решение о приобретении образовательных услуг, среди которых присутствуют представители всех сегментов потребителей) позволят осуществить итоговую оценку эффективности коммуникативной деятельности. Результаты опросов студентов (очной, заочной и других форм обучения) позволят определить медиа предпочтения целевой аудитории;
2) отделы производственной практики и трудоустройства выпускников, работающие с клиентской базой данных, в которой в качестве клиентов выступают предприятия- работодатели различных отраслей.
Структурные подразделения вуза, занимающиеся продвижением продуктов научной и творческой деятельности вуза и его интеллектуальной собственности, также работают с клиентской базой данных по юридическим лицам.
Перечисленные структуры осуществляют и коммуникации с участниками рынка образовательных услуг, а использование в их деятельности CRM (систем управления взаимоотношениями с клиентами) поколения позволит значительно повысить эффективность их деятельности.
Личная продажа представляет собой устное представление образовательной услуги в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. К особенностям личной продажи можно отнести:
• личный контакт в форме диалога продавца и покупателя;
• значимость личности продавца;
• возможность предоставления комплексной информации;
• наличие устойчивой и эффективной обратной связи.
Процесс личной продажи осуществляется по следующим этапам:
1) составление списка потенциальных потребителей;
2) сбор информации о представляющих интерес потенциальных потребителях. На основе полученной информации о потребителях составляется компьютерная база данных. Для обслуживания баз данных покупателей используются специальные прикладные программные пакеты (CRM);
3) установление первоначального контакта с потенциальными потребителями образовательных услуг;
4) проведение презентаций. Проводятся с целью привлечения и удержания внимания потенциальных потребителей;
5) устранение разногласий и возражений, возникающих у потенциальных потребителей в процессе общения с представителями вузов;
6) подписание договора. На данном этапе весь переговорный процесс доводится до логического завершения.