Прусская конституция 1850 г.

После подавления революции король утвердил в конце января 1850 г. первую в истории Пруссии конституцию, которая была одной из самых реакционных. Неслучайно она стала впоследствии образцом для абсолютистской конституции Японии 1889 г.

Конституция состояла из титулов (глав): "О короле", "О министрах", "О палатах" и т.д. Под влиянием революции в нее была включена и глава "О нравах пруссаков", которая не без особого замысла предшествовала главе "О короле". Здесь было немало демократических установлений: равенство всех пруссаков перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, науки и преподавания, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки. Однако ни одно из этих демократических положений не содержало гарантий их осуществления. В конституции содержались лишь ссылки на будущие специальные законы для реализации этих прав и свобод, которые так и не были изданы.

Глава государства, прусский король, обладал обширнейшей компетенцией. Ему принадлежало право законодательной власти, осуществляемой совместно с ландтагом, единоличное право высшей исполнительной власти (однако его распоряжения требовали контрассигнации соответствующими министрами), право назначения и отзыва министров, верховное командование армией, право объявления войны и заключения мира. Король назначал членов верхней палаты ландтага, созывал и закрывал его сессии. Судебная власть также осуществлялась от имени короля судьями, которые назначались им на пожизненный срок.

Парламент принимал бюджет и утверждал отчеты об использовании средств, санкционировал налоги, принимал законы.

Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ формировалась королем, для выборов в палату депутатов население делилось на три избирательных курии в соответствии с суммой уплачиваемых налогов. Каждая из трех групп избирала треть состава нижней палаты ландтага и поэтому считалась равной другим в своих правах на представительство. Однако эти группы избирателей резко различались по численному составу, и фактически один голос избирателей первой курии приравнивался в разные годы к пяти, 10, а то и 18 голосам избирателей третьей курии.

Правительство возглавлял министр-президент, который назначался королем и только ему был подотчетен.

Таким образом, конституция Пруссии практически не поколебала прежние сословно-феодальные, абсолютистские порядки.

Борьба Пруссии за гегемонию в Германии

Образование Германского союза не решило проблему объединения Германии, осложнявшуюся соперничеством Австрии и Пруссии. С 1819 по 1833 г. Пруссия добилась заключения целого ряда таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом объединительной политики Пруссии стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, куда вошли 20 членов Германского союза. Попытки Австрии проникнуть в Таможенный союз и подчинить его Союзному сейму, подорвав тем самым позиции Пруссии, либо создать новый союз под своей эгидой были сорваны Пруссией. Реальному таможенному и экономическому объединению в рамках Таможенного союза Австрия могла противопоставить лишь формальное политическое объединение германских государств в рамках Германского союза, решающую роль в котором она играла.

Создав и возглавив в 1834 г. сначала Германский таможенный союз, а затем Налоговый союз (для объединения налоговой политики), Пруссия постепенно становилась самой мощной немецкой державой, все более вытесняя Австрию из Германского союза. В итоге сложилось два пути более тесного немецкого объединения: "малогерманский" во главе с быстро набирающей силу Пруссией и "великогерманский" во главе с прежним немецким лидером – Австрией.

Экономические успехи Таможенного союза и начавшийся в Германии промышленный переворот выдвинули в качестве приоритетной общегерманской задачи унификацию норм торгового и вексельного права. В 1847 г. на конференции Таможенного союза в Лейпциге был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота – важнейшей части всего кредитно-денежного обращения. Принятие данного документа в значительной мере укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен проект Вексельного закона, разработанный прусскими юристами.

Окончательно ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии закрепило принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения. В том же году Пруссия выступила с меморандумом о реформе Германского союза, создании "национального представительства при центральном органе Союза". Прусский канцлер Бисмарк начал широко использовать в качестве козыря обещание введения всеобщего избирательного права.

В 60-х гг. XIX в. со всей очевидностью проявилось отношение Пруссии к объединению Германии как к универсальному способу подчинения германских государств прусскому владычеству. Сначала война с Данией, закончившаяся подписанием мирного договора в 1864 г. и последующим присоединением к Пруссии Шлезвига и Гольштейна, а затем война с Австрией в 1866 г. привели к изменению соотношения сил па международной арене, к окончательному определению "малогерманского" пути объединения страны без участия Австрии.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и другие земли Германии, увеличив свою территорию за счет лишения трех германских князей их тронов. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северогерманский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южнонемецких государств (всего 28) с числом населения в 30 млн человек. Союз держался на военной и экономической мощи Пруссии и стал последней вехой на пути к образованию новой германской империи.

В 1867 г. была примята конституция Северогерманского союза, в которую были перенесены многие демократические нормы бездействовавшей до этих пор Франкфуртской конституции 1849 г., в частности: всеобщее, равное и тайное избирательное право при выборах в Общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов, гражданские и политические права и свободы. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию, передав прусскому королю должность президента Северогерманского союза. Ему же была передана и вся полнота исполнительной власти, которая поручалась назначаемому президентом, ответственному только перед ним союзному канцлеру.