Лекция III. ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

Нередко "серебряный век" представляют как период исключительного взлета поэтического творчества. Это несправедливо: "серебряный век" равно ярко выразился во всех видах словесного искусства. В прозе, драматургии его начального периода еще творили признанные классики золотого века, их суждения были значимы и отчасти определяли эстетические параметры литературы. Опасение: "Что скажет Л. Толстой или А. Чехов?", – удерживало многих талантливых дебютантов от чрезмерного увлечения игрою с формой, от забвения гуманистических традиций. И все же на рубеже нового и новейшего времени в прозаических жанрах, в сочинениях для театра обозначились изменения не менее очевидные и значимые для дальнейшего развития словесности, чем в поэзии. В прозе и драматургии не явилось тогда многообразие течений и направлений, но обнаружилась достаточно отчетливо выраженная поляризация. Одни авторы основывали свое творчество на методе классиков-предшественников, консервативно продолжая его или новаторски обновляя, другие – уверенно отказывались от манеры письма вчерашних учителей и авторитетов. Игровой способ, точнее, игровой метод художественного творчества, ранее более характерный для поэзии, решительно вошел в прозу, где до этого преобладал миметический метод.

Лекция 5. МОДЕРНИЗМ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• литературные предпосылки возникновения, особенности поэтики модернистской (символистской) прозы;

• имена наиболее известных прозаиков-модернистов, своеобразие тематики, проблематики, историософии их творчества;

• характер творческих дискуссий, имевших место в кругах модернистов;

• историко-философское Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… романов (трилогии) Д. Мережковского, связь творчества этого литератора с им же сформулированными идеями "Третьего завета", мистического единства духа и плоти, христианства и язычества;

• своеобразие преломления темы любви (единения духа и плоти) в мистических сочинениях З. Гиппиус;

• своеобразие проявления синтеза искусств в творчестве А. Белого, А. Ремизова;

• своеобразие соединения исторического и мистического в прозе В. Брюсова;

• своеобразие философских и эстетических взглядов Ф. Сологуба и суть его споров с классиками-предшественниками;

• особенности творческой лаборатории Ф. Сологуба, своеобразие стиля и содержания его произведений: импрессионизм, символизация зримой действительности, минорная тональность, многомерность художественного пространства и времени, своеобразная трактовка жизни, любви, смерти;

уметь

• показывать характерные черты модернистской (символистской) прозы, прежде всего, метафоричность языка, своеобразие хронотопа, вариативность истолкования как отдельных образов, так и содержания произведений в целом;

• видеть отличие сологубовского символизма от символизма старших и младших символистов, игровые начала его творческой манеры;

• показывать последовательность сологубовского воплощения творческих канонов символизма, "след" писателя в изящной словесности последующих десятилетий;

владеть

• навыками анализа произведений писателей-модернистов в единстве содержания и формы;

• понятиями дуализм, неоромантизм, теургическое творчество, двоемирие, неомифологизм, мифопоэтика, реинкарнация, эллипс, антиномия, демиург, литургия, солипсизм.