Провозглашение Союза Советских Социалистических Республик

Развитие отношений между "независимыми" советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения, нежели прежние формы связи между ними. Это было обусловлено, в первую очередь, экономическими соображениями: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик, усложненные и запутанные, не позволяли в должной мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи можно отметить и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было, а послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.

Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.

Процесс преобразования отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно этот процесс изображался как естественный результат объединительного движения. Конечно, за пять лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не ведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Однако каких-либо проявлений объединительного движения в начале 1922 г. как будто бы не наблюдалось. Во всяком случае, собраний, митингов, демонстраций, выступлений в печати с требованием создать более совершенную форму объединения не отмечалось. Наоборот, документы свидетельствуют, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движение не массы, а чиновники, притом не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра.

11 марта 1922 г. Политбюро ЦК КП(б)У вынесло развернутое решение по вопросу о взаимоотношениях между РСФСР и УССР в связи с претензиями украинских наркоматов к наркоматам и СНК России по поводу нарушений последними договоров и соглашений между УССР и РСФСР, касающихся полномочий органов управления. Иными словами, речь шла не об укреплении объединения республик, а напротив, как бы об ограждении независимости Украины, в сущности же даже не самой Украины, а ее руководства. Однако на деле это обернулось против авторов инициативы, потому что процесс преобразования отношений привел как раз к дальнейшей централизации, правда, не в рамках РСФСР, а в рамках нового объединения - Советского Союза. В ответ на демарш Украинского ЦК Политбюро Центрального Комитета РКП(б) 16 марта приняло решение о создании специальной комиссии из представителей УССР и РСФСР для изучения проблемы.

В "Истории государства и права Украинской ССР" события изображаются так, как будто инициатором их была РКП(б), а не Украинский ЦК1. В действительности, как видим, дело обстояло как раз наоборот. В данном случае инициатива исходила не из Москвы, а из Харькова - тогдашней столицы Украины.

В ходе работы названной комиссии возник вопрос о несовершенстве не только отношений между РСФСР и Украиной, но и системы связей между всеми республиками. В июле 1922 г. Закавказский крайком партии поставил вопрос о взаимоотношениях РСФСР с Закавказской Федерацией. Становилось ясно, что пришло время проблему взаимоотношений республик решать во всей полноте, принципиально, не ограничиваясь отдельными аспектами и двусторонними переговорами.

Однако новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу.

Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между советскими республиками должен быть решен путем юридического закрепления вступления "союзных" республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны даже по сравнению с уже достигнутым.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и единогласно принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший прямое включение Белоруссии, Украины, Закавказья в состав РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект "автономизации". Проведение его в жизнь означало бы умаление прав объединяющихся с РСФСР советских государств. Не случайно проект вызвал определенные возражения в партийных органах некоторых республик. Материалы его обсуждения на местах были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича от 26 сентября 1922 г. членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения на основе ленинских принципов. Идея союзного государства не вполне соответствовала национальной структуре нашей страны: члены Союза не были равновесными ни по территории, ни по количеству населения. Однако Ленин смотрел вперед, он надеялся на развитие мировой пролетарской революции. Это предполагало объединение новых советских республик, например Германской, Китайской и других, в единое с Россией пролетарское государство. В этом случае включение их в качестве автономий в состав нашей страны вряд ли было бы разумно и возможно, а вот создание единого союзного государства вполне допустимо.

В ноябре Политбюро ЦК РКП(б) одобрило "Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии прежде всего мы обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединявшая всю страну, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза. При этом партии, конечно, пришлось преодолевать шовинистические и националистические настроения в своих рядах. Партийная дисциплина, авторитет высших органов партии позволяли если не убеждать, то в необходимых случаях принуждать тех работников республик, которые уклонялись от реализации исторической цели - создания нового мощного государства.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Союза, поддержку этой идеи.

В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых государств в Союз Советских Социалистических Республик. На съезде представители Украины, Белоруссии и Закавказья присутствовали уже не как делегаты, а лишь в качестве гостей, хотя никакого юридического акта на этот счет принято еще не было. Очевидно, сказалось ленинское осуждение плана "автономизации": республики вновь почувствовали себя независимыми. 29 декабря собралась конференция полномочных делегаций объединяющихся республик, которая приняла Декларацию и Договор об образовании СССР. Четыре государства вполне равноправно и свободно выразили волю к объединению. Утром 30 декабря эти документы были подписаны представителями делегаций, при этом равноправие республик подчеркивалось числом подписавших документы (по 23 делегата от каждой республики, кроме ЗСФСР, от которой было 22 делегата)1. С этого момента можно говорить о юридическом оформлении образования СССР.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся 1 съезд Советов Союза ССР, состоявший из делегатов, избранных в РСФСР, Украине, Белоруссии и Закавказье. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать. Были утверждены в основном Декларация и Договор об образовании СССР.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, устанавливал право выхода союзных республик из Союза.

В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входили и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в его тексте не содержалось.

Образование СССР увенчало развитие государственно-правовых отношений советских республик, зародившихся еще в предшествующие периоды. Оно знаменовало преобразование существовавшего, довольно несовершенного по форме объединения республик в единое могучее союзное государство.

A.C. Емелин полагает, что при образовании СССР была проявлена поспешность. Думается, что вряд ли с этим можно согласиться. Чем раньше было бы проведено объединение, тем было бы лучше, но до 1922 г. этого нельзя было сделать, теперь же момент настал, и откладывать такое мероприятие никак не следовало. Нужно подчеркнуть качественную разницу отношений между советскими республиками до 30 декабря 1922 г. и после, которую почему-то не замечает В.М. Курицын, полагающий, что термин "Россия" следует рассматривать как синоним СССР, "поскольку в период с октября 1917 года по декабрь 1991 года Российское государство фактически существовало в границах Союза ССР"2. В действительности, как уже отмечалось, объединение республик вокруг РСФСР с декабря 1917 по 30 декабря 1922 г., не имевшее никакого специального наименования, можно было бы назвать Большой Россией, однако с этого дня уже существует принципиально новое государство - Союз Советских Социалистических Республик, одним из равноправных членов которого, т.е. всего лишь частью, выступает Россия.

За границей в неофициальных, особенно антисоветских изданиях СССР по привычке именовали Советской Россией, что, конечно, не соответствовало действительности.