Проверки исполнения законов судебными приставами.
Прокурорская проверка в зависимости от ее целей и задач может проводиться в районном (городском) отделе службы судебных приставов и (или) в управлении ФССП России по субъекту РФ.
В ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" ФССП России и ее территориальные органы обозначены как органы принудительного исполнения. Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Права и обязанности судебных приставов определены ст. 11–19 Федерального закона "О судебных приставах".
При выборе объекта плановой проверки следует исходить из существа совокупной информации, свидетельствующей о неблагополучном состоянии исполнения законов в деятельности судебных приставов, прежде всего в сфере исполнительного производства. Поводом для планирования проверки могут являться факты систематического невыполнения должностными лицами службы судебных приставов законных требований прокурора, а также непредставление информации о результатах рассмотрения представлений, принятых мерах по устранению выявленных нарушений законов.
В начале проверки тщательно исследуется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных судебных приставов. Прокурору на подготовительной стадии необходимо: 1) изучить законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов; 2) проанализировать соответствующие статистические и иные данные; 3) обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов; 4) составить план, в котором отразить все вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе проверочных действий и их сроки.
Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор вправе вызывать судебного пристава-исполнителя для получения от него необходимых объяснений.
Неоконченные исполнительные производства прокурорам следует изучать в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения, исключив факты их изъятия и истребования в прокуратуру, что прямо отражено в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7.
В ходе проведения проверки прокурору следует ознакомиться с реестром дел, ведущимся в проверяемом территориальном подразделении службы судебных приставов, а также с иными материалами, к которым относятся:
– журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
– журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства;
– журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;
– журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;
– книга учета арестованного имущества;
– книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;
– книга регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним;
– отчетно-статистические документы, различные постановления и акты, другие документы.
В ходе проверки прокурором выясняется:
– налажен ли в службе судебных приставов учет исполнительных документов;
– соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30, ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве");
– имеются ли факты уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;
– своевременно ли (не позднее следующего дня за днем вынесения постановления) направляются копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона);
– все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;
– соблюдается ли установленный (двухмесячный) срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 36 Закона);
– законны ли действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, изменению способа и порядка их исполнения, отложению исполнительных действий, соблюдается ли порядок приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;
– на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;
– правомерно ли устанавливаются временные ограничения на выезд должника за пределы России;
– регистрируются ли поступающие в службу судебных приставов жалобы и заявления; своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения;
– соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц;
– принимаются ли меры, и какие конкретно, к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;
– не превышают ли судебные приставы-исполнители свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций.
В процессе надзорных проверок прокурор особое внимание должен уделять охране прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве. В связи с этим в ходе проверки надлежит выяснять:
– было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения;
– соблюдается ли срок, предоставленный Законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);
– своевременно ли исполняются судебные решения о защите трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также исполнительные документы, предусматривающие немедленное их исполнение (ч. 10 ст. 30 Закона);
– обоснованно ли возвращаются исполнительные документы взыскателю (ст. 46 Закона);
– выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества или розыску ребенка (ст. 65 Закона);
– имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства (ст. 69–70 Закона);
– насколько правомерны наложенные на должника взыскания за неисполнение решений суда, были ли такие взыскания соответствующим образом мотивированы;
– насколько уважительны причины, по которым исполнение не было произведено в установленный срок;
– применял ли судебный пристав все имеющиеся в его распоряжении меры для исполнения судебного решения;
– не было ли обращено взыскание на имущество должника, которое в соответствии с федеральным законодательством не может быть арестовано, изъято и принудительно реализовано (гл. 8 Закона);
– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации (гл. 10 Закона);
– соблюдается ли очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона);
– не допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя (ст. 113, 114 Закона);
– соблюдаются ли требования закона при взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона);
– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера (гл. 13 Закона);
– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций по оспариванию постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции по исполнению исполнительного документа (в соответствии со ст. 128 Закона) и др.
Прокурорам следует тщательно проверять факты, когда действия судебного пристава-исполнителя по взысканию задолженности ограничиваются лишь взысканием исполнительского сбора. Практика показывает, что в таких случаях может существовать сговор между должником и судебным приставом, направленный на препятствование реальному исполнению судебного акта.
Специфика проверочных действий в региональных управлениях ФССП России предопределяет необходимость истребования и оценки приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава на предмет их законности и обоснованности.
В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, прокурору необходимо направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, и осуществлять соответствующий контроль за результатами их рассмотрения.
Важным направлением надзора является проверка правомерности выплаты судебным приставом-исполнителем вознаграждения за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов (ст. 116 Закона).
Особое внимание необходимо уделять вопросам выявления и предупреждения судебными приставами уголовно наказуемых деяний.
Кроме того, подлежат проверкам сведения о фактах превышения полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. По каждому факту применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить проверки на предмет установления законности применения данного оружия.