Проверка исполнения законов в исправительных учреждениях и меры реагирования на выявленные нарушения
Уголовно-исполнительное законодательство за последнее время претерпело существенные изменения, связанные с переориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства осужденных, снятие излишних ограничений, на максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам. При этом первостепенное значение приобретают правозащитные аспекты надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы. Эффективность надзора, в свою очередь, во многом зависит от знания методики проведения проверки и умения профессионально применять знания на практике. Безусловно, для каждого вида исправительных учреждений с учетом присущих только им особенностей существует своя методика проверок. Представляется все же целесообразным предложить прокурорам методику, которая носит общий характер и может быть применена для всех исправительных учреждений.
Проверка исполнения законов при исполнении уголовных наказаний в исправительных учреждениях предполагает тщательное изучение проверяющим прокурором действующего законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих условия и порядок отбывания наказания. Объекты проверки прокурор выбирает с учетом информации, содержащейся в: а) актах предыдущих прокурорских проверок, документах реагирования (предостережения, постановления, представления, протесты); б) жалобах и заявлениях осужденных и граждан о нарушениях законности в ИУ; в) имеющихся в прокуратуре отчетных сведениях, справках по исправительным учреждениям; г) материалах проверок ведомственных и других контролирующих органов. Периодичность проверок определяется в зависимости от состояния дел в поднадзорных учреждениях, а при наличии сигналов о серьезных нарушениях законности они проводятся незамедлительно.
Определив объект проверки, прокурор составляет план ее проведения, который должен включать положения о: а) перечне основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание для получения вывода о состоянии законности; б) сроках проведения проверки, количестве и составе участников, распределение между ними вопросов, подлежащих проверке; в) привлечении к проверке соответствующих компетентных специалистов разных профилей (здравоохранения, санитарного и пожарного надзора, охраны труда и техники безопасности и др.); г) перечне предварительных заданий (запросов) конкретным службам, должностным лицам исправительных учреждений по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов; д) подготовке итоговой справки или докладной записки.
Непосредственно проверку в исправительных учреждениях прокурор, как правило, начинает с обхода жилых, коммунально-бытовых и производственных объектов. В первую очередь проверяется соблюдение законности в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа. В обходе участвуют должностные лица администрации для дачи прокурору пояснений по возникающим вопросам. В ходе проверки прокурор должен быть готовым рассмотреть любые обращения осужденных, связанные с нарушением их прав и законных интересов. По просьбе осужденных или по инициативе прокурора организуется их личный прием. При желании осужденного побеседовать с прокурором наедине такая возможность ему предоставляется. Жалобы и заявления разрешаются, как правило, на месте. По обращениям, требующим дополнительной проверки, прокурор предлагает осужденному изложить их в письменном виде и направить в его адрес или адрес компетентного органа.
Прежде всего, прокурору следует установить законность содержания осужденных в исправительном учреждении путем ознакомления с их личными делами. С этой целью прокурор проверяет наличие в личном деле осужденного приговора, а также изменяющих его решений (определения или постановления суда, акта помилования, постановления о применении амнистии). В случае назначения осужденному наказания по совокупности приговоров проверяется наличие всех этих приговоров. Для лиц, осужденных за пределами России, основанием исполнения наказания, помимо приговора, является соответствующее решение ВС РФ.
При отсутствии судебного решения, а равно в случаях отбытия осужденным срока наказания, назначенного по приговору суда, отмены приговора суда с прекращением дела производством, наличия постановления суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (УДО), о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью, актами о помиловании или амнистии прокурор в соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре обязан немедленно освободить своим постановлением лицо, содержащееся в исправительном учреждении без законных оснований.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории субъекта РФ, где они проживали или были осуждены. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК при отсутствии в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в которых имеются условия для их размещения. Проверяя законность содержания осужденного в исправительном учреждении, расположенном не по месту его жительства (осуждения), необходимо установить, было ли связано его направление в данное учреждение с исключительными обстоятельствами, указанными в ч. 1 ст. 73 УИК (состояние здоровья, обеспечение личной безопасности, отсутствие исправительного учреждения соответствующего вида, невозможность размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях), или имелось на то согласие осужденного, входит ли он в круг лиц, указанных в ч. 3 и 4 ст. 73 УИК.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 УИК осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Осуществляя надзор за соблюдением этого требования закона, прокурор устанавливает: связан ли перевод осужденного в данное учреждение с болезнью осужденного, обеспечением его личной безопасности, реорганизацией (ликвидацией) исправительного учреждения или другими исключительными обстоятельствами; имеются ли документы, подтверждающие наличие перечисленных обстоятельств. При этом необходимо проверить законность перевода в другое учреждение не только за пределы субъекта РФ, но и в границах одной и той же территориальной единицы.
Освобождение по отбытии наказания производится в первой половине последнего дня срока наказания, а по другим основаниям – в день поступления в исправительное учреждение соответствующих документов. Срок наказания, установленный судом в месяцах или годах, оканчивается соответственно в последний день месяца или года. Если документы получены после окончания рабочего дня, освобождение производится утром следующего дня. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, то осужденный освобождается в предвыходной или предпраздничный день.
Проверяя в порядке надзора соблюдение требовании закона об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, прокурор обращает внимание на сроки фактически отбытого наказания, а при освобождении от наказания в связи с болезнью – на документальное подтверждение наличия у осужденного болезни, указанной в постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью".
В соответствии со ст. 175 УИК осужденный сам, а также его адвокат вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Администрация колонии обязана не позднее чем через 10 дней после подачи этого ходатайства направить его вместе с характеристикой на осужденного в суд. Осуществляя надзор за исполнением требований закона об обеспечении администрацией колонии реализации права осужденного обратиться в суд по вопросу условнодосрочного освобождения, прокурор обязан требовать от руководства учреждения направления в суд ходатайства осужденного в соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК, а также объективной характеристики, в которой должны быть отражены перечисленные в ч. 2 ст. 175 УИК основные вопросы: поведение осужденного за весь период отбывания наказания (а не на момент составления характеристики), его отношение к учебе и груду, к совершенному деянию, а также заключение о целесообразности досрочного освобождения. Также прокурору следует иметь в виду, что наиболее распространенными нарушениями со стороны администраций учреждения являются воспрепятствование направлению в суд ходатайств об условно-досрочном освобождении, несоблюдение сроков их передачи в суд, приобщение к этим обращениям характеристик, не соответствующих фактическим обстоятельствам, изъятие из личных дел осужденных сведений о допущенных нарушениях установленного порядка отбывания наказания, представление необоснованных заключений о целесообразности применения условно-досрочного освобождения.
Изучая личные дела лиц, подлежащих освобождению либо уже освобожденных, прокурор помимо правильности исчисления сроков наказания устанавливает, выполнены ли администрацией учреждения требования ст. 180 и 181 УИК об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве, обеспечении их продуктами питания, одеждой, денежным пособием, оплатой проезда к месту жительства. Одновременно прокурор должен проверить, как администрация учреждения исполняет требования ст. 173 УИК о порядке освобождения, уделив особое внимание принимаемым мерам по обеспечению осужденных документами в случае их отсутствия.
Соблюдение законности при обеспечении администрацией учреждения основных требований режима – наиболее объемная часть проверки. Кодексом в ОГЛАВЛЕНИЕ режима (наряду с требованиями об обеспечении охраны и изоляции, надзора, исполнения осужденными возложенных на них обязанностей) включены положения об обеспечении реализации их прав и законных интересов, личной безопасности осужденных и персонала учреждений (ст. 82). Эти требования закона обусловливают необходимость при осуществлении надзора добиваться того, чтобы в практической деятельности, одновременно с требованиями о выполнении осужденными своих обязанностей администрация учреждения обеспечивала реальное соблюдение установленного законом порядка отбывания лишения свободы, а также прав, свобод и законных интересов осужденных.
В процессе проверки деятельности администрации учреждения по организации исполнения установленных в ст. 82 УИК режимных требований выявляется: а) приняты ли со стороны администрации учреждения достаточные меры по обеспечению охраны осужденных по внешнему периметру исправительного учреждения; б) способна ли действующая система охраны эффективно предупреждать и пресекать побеги осужденных, групповые неповиновения и массовые беспорядки; в) обеспечено ли предотвращение проникновения на объекты этих учреждений запрещенных предметов, а также лиц, не имеющих права на посещение учреждения.
В плане профилактики правонарушений особое место занимает работа по предупреждению поступления к осужденным запрещенных к хранению и использованию предметов. В процессе проверки законности проводимых досмотров и обысков прокурор устанавливает: а) проводятся ли обыски в жилых и производственных помещениях, а также осужденных, пользующихся правом передвигаться без конвоя; б) правильно ли осуществляется учет изъятых предметов и ценностей до и после предоставления свиданий, при возвращении осужденных из производственной зоны в жилую (в актах изъятия должны быть указаны количество изъятого, родовые признаки предметов, размеры предметов, место изъятия, необходимые подписи); в) правильно ли определяется их дальнейшая судьба (уничтожаются или сдаются на хранение); г) проводятся ли проверки по фактам обнаружения у осужденных денег, спиртных напитков, наркотических средств, колюще-режущих предметов и перекрываются ли каналы их поступления в исправительное учреждение; д) направляются ли материалы в отношении лиц, изобличенных в передаче осужденным запрещенных предметов, в суд для применения мер воздействия в соответствии со ст. 19.12 КоАП. Надзирающий прокурор должен иметь график проведения плановых обысков с тем, чтобы периодически присутствовать на этих мероприятиях и организовать надзор за законностью проведения обысков для принятия в случае нарушений закона мер реагирования.
Отдельным направлением прокурорской проверки является оценка деятельности созданного при территориальном органе УИС отдела специального назначения, обеспечивающего в исправительном учреждении соблюдение режима и правопорядка.
Усиление правозащитной функции прокуратуры обязывает прокуроров при осуществлении надзора акцентировать внимание на этом направлении, добиваться того, чтобы в практической деятельности наряду с требованиями о выполнении осужденными своих обязанностей администрация учреждения обеспечивала реальное соблюдение установленного законом порядка содержания и отбывания наказания, а также прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 10 УИК). Согласно ст. 13 Кодекса осужденному гарантируется право на личную безопасность. В случае поступления от него соответствующего заявления или по собственной инициативе начальник учреждения обязан принять решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Для обеспечения личной безопасности осужденных могут использоваться камеры ШИЗО и ПКТ. Поскольку перевод в безопасное место не является мерой дисциплинарного воздействия на осужденных, администрация колонии обязана создать им условия, соответствующие требованиям закона для данного вида режима учреждения.
Законность предоставления осужденным права передвижения без конвоя устанавливается по материалам их личных дел путем проверки соблюдения требований, определенных ст. 96 УИК. В отношении осужденных, допустивших нарушения Правил внутреннего распорядка, а также в случае изменения характера работ, выполняемых осужденными, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника учреждения. Прокурор должен проверить наличие соответствующего постановления начальника учреждения в отношении каждого осужденного, проживающего за пределами учреждения, и соблюдение требований ч. 3 ст. 121 УИК.
Прокурор выясняет, как соблюдаются условия пользования денежными средствами для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК), ведения телефонных переговоров (ст. 92 УИК), материально-бытового и медико-санитарного обеспечения (соответственно ст. 99 и 101 УИК), получения юридической помощи (ч. 4 ст. 89 УИК) и др. Он также выясняет, соблюдается ли требование закона об обеспечении права осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (время работы, доступность, ассортимент и т.д.).
В ходе проверки прокурор обязан проследить, выполняются ли требования ст. 397 УПК в части обеспечения осужденным их права обращения непосредственно в суд для решения вопросов об изменении вида исправительного учреждения, замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания условно-досрочно, в связи с болезнью и др.
В соответствии со ст. 14 УИК осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания, в связи с чем служителям культа разрешено посещение учреждения. Прокурору целесообразно выяснить, приглашаются ли по просьбе осужденных священнослужители, не препятствует ли администрация осужденным совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой, не ущемляются ли права верующих разных конфессий, а также атеистов.
В целях предотвращения или пресечения противоправных действий со стороны осужденных закон предусматривает возможность применения к ним физической силы, специальных средств и оружия. При наличии таких случаев прокурор проверяет обоснованность применения физической силы, специальных средств и оружия, выполнение требований ст. 29–31 Закона от 21.07.1993 № 5473-1.
В ходе проверки исполнения администрацией учреждения требований закона о привлечении осужденных к труду основное внимание прокурор обращает на следующие вопросы: а) привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду в соответствии с требованиями УИК; б) соблюдение установленных законом условий труда осужденных; в) обоснованность начисления осужденным заработной платы, привлечения осужденных к работам без оплаты труда и удержаний из заработной платы; г) организация контроля за соблюдением законов об охране труда и технике безопасности на производстве; д) обеспечение осужденных спецодеждой и спецпитанием. Труд осужденных должен быть организован с учетом их пола, возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также инвалиды I или II группы могут привлекаться к труду исключительно по их желанию. Проверке подлежит законность использования осужденных на определенных работах. Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, предусмотрен Правилами внутреннего распорядка учреждения.
Прокурор обязательно знакомится с актами о несчастных случаях на производстве и материалами служебных расследований, проверяет законность принятых в связи с этим решений, а также фактическое устранение причин травматизма и условий, способствовавших таким случаям.
При проверке обоснованности производимых удержаний необходимо исходить из того, что стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг оплачивается не только из заработка осужденных, но и из пенсии, а также иных доходов, например от их индивидуальной трудовой либо предпринимательской деятельности. При этом согласно ч. 2 ст. 107 УИК возмещение таких расходов производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд РФ и других обязательных отчислений. Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что по общему правилу с гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы, а при наличии исполнительных листов о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, – не более 70% (ст. 99).
Факты незаконного использования труда осужденных без оплаты прокурор выявляет путем ознакомления с соответствующими документами производственно-плановой части и бухгалтерии, проверки жалоб осужденных. Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда согласно ст. 106 УИК только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Порядок привлечения осужденных к работам по благоустройству учреждения детально установлен в ч. 3 ст. 106 УИК и включает в себя следующие условия: 1) такие работы могут проводиться только по указанию или с ведома администрации; 2) в них обязаны участвовать все осужденные (за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 106); 3) должна соблюдаться очередность, которая не зависит от того, привлекается осужденный к труду или не обеспечен работой по независящим от него причинам; 4) работы проводятся только в свободное время (после работы, в выходные и праздничные дни); 5) продолжительность работ не может превышать двух часов в неделю; 6) продолжительность работ может быть увеличена только по письменному заявлению самого осужденного либо по постановлению начальника учреждения – при необходимости проведения срочных работ (например, в случае пожара, стихийного бедствия и др.).
При проверке соблюдения закона об обязательном государственном страховании осужденных, привлеченных к труду, следует иметь в виду, что пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств (ч. 1 ст. 98 УИК).
Прокурор проверяет также, как выполняются требования ст. 104 УИК в части предоставления осужденным ежегодного оплачиваемого отпуска и зачета им времени работы в период отбывания наказания в общий трудовой стаж. Право на оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (18 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях) имеют только работающие осужденные. Отпуск за первый год работы может предоставляться осужденным (в соответствии со ст. 122 ТК) по истечении шести месяцев непрерывной работы. За неиспользованный отпуск (например, в случае освобождения из исправительного учреждения) предусматривается денежная компенсация.
В ходе проверки прокурор выясняет: а) созданы ли в учреждении условия для проведения воспитательной работы; б) используются ли ее основные формы, определенные ст. 110 УИК; в) внедряются ли рекомендации психологов, педагогов, социологов; г) организована ли воспитательная работа с каждым осужденным индивидуально.
Знакомясь с личными делами осужденных и документацией самодеятельных организаций, прокурор устанавливает: каким образом формируются эти организации, не пользуются ли их члены дополнительными льготами, не выполняют ли они функции администрации (ст. 111 УИК). В законе специально указывается, что советы коллективов учреждения создаются из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных. Важно, чтобы в них не попали отрицательно настроенные осужденные. Поэтому любые отклонения от предписаний закона должны незамедлительно стать основанием реагирования прокурора.
В ходе проверки в поле зрения прокурора должно находиться исполнение администрацией учреждения законодательства об обязательном образовании осужденных (ст. 112 УИК).
В ходе проверки исполнения закона о материально-бытовом обеспечении осужденных прокурор концентрирует внимание на следующих основных вопросах: 1) соблюдение в учреждении нормы жилой площади в расчете на одного осужденного, обеспеченность осужденных индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями, а также одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий (ст. 99 УИК); 2) наличие в учреждении и общежитиях отрядов необходимых бытовых помещений; 3) особенности материальнобытового обеспечения осужденных беременных женщин, кормящих матерей и имеющих детей (ст. 100). Нормы питания и материальнобытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 99 УИК). Используя предоставленные законом полномочия, прокурор принимает меры к неукоснительному выполнению предписаний уголовно-исполнительного законодательства о создании для осужденных надлежащих условий содержания и материально-бытового обеспечения.
Медико-санитарное обеспечение осужденных имеет своей целью предупреждение заболеваний осужденных, сохранение их здоровья, оказание заболевшим необходимой медицинской помощи. Ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, возложена законом на администрацию учреждения (ч. 3 ст. 101 УИК). Для медицинского обслуживания осужденных в УИС функционируют лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) – больницы (в том числе специальные психиатрические и туберкулезные), медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, – лечебные исправительные учреждения (Л ИУ). Больницы для осужденных организуются как в составе учреждения, так и самостоятельные. При этом начальник больницы, действующей как самостоятельное исправительное учреждение, одновременно является начальником этого учреждения. Медицинские части учреждения являются структурными подразделениями этих учреждений и непосредственно подчиняются их руководителям, а по вопросам лечения больных – медицинским управлениям (отделам) федерального и территориальных органов УИС.
В ходе проверки прокурор и привлеченные специалисты обращают внимание, в частности, на следующие вопросы: а) наличие лицензий на осуществляемые виды медицинской помощи; б) квалифицированное и своевременное медико-санитарное обеспечение осужденных; в) законность разрешения жалоб и заявлений по вопросам медико-санитарного обеспечения; г) расходование средств, выделенных на медицинское обеспечение, по целевому назначению; д) обеспеченность инвентарем, медицинской аппаратурой и оборудованием, медикаментами (учет и хранение), укомплектованность медицинского персонала; е) работа по выявлению среди осужденных лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, инфекционными и паразитарными заболеваниями; ж) осуществление взаимодействия с территориальными органами и учреждениями здравоохранения; з) соответствие нормативных правовых актов, издаваемых администрацией учреждения и территориальными органами УИС, законам РФ. Прокурор также выясняет: а) имеются ли санитарные паспорта жилых зданий, объектов питания, водоснабжения, промышленных и других объектов; б) разработана ли система противоэпидемических мероприятий, предусматривающая в числе прочих мер возможность введения в учреждении режима, препятствующего распространению инфекционных заболеваний (карантина). Проверяется соблюдение увеличенной, по сравнению с обычными колониями, нормы жилой площади в расчете на одного осужденного в ЛПУ и ЛИУ, составляющей соответственно не менее 5 и 3 кв. м (ч. 1 ст. 99 УИК).
Правовое положение лиц, лишенных свободы, характеризуется наличием у них не только прав, но и обязанности соблюдать нормы законов, определяющих порядок и условия исполнения наказания. В зависимости от отношения к выполнению законных требований к осужденным в соответствии со ст. 113–117 УИК могут применяться меры поощрения и взыскания. Прокурор должен незамедлительно пресекать случаи неоправданного предоставления осужденным дополнительных льгот и одновременно осуществлять надзор за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка. При переводе осужденного из одних условий содержания в другие должны соблюдаться требования ст. 120, 122, 124, 127 УИК, ставящие срок такого перевода в зависимость от поведения осужденного в период его пребывания в СИЗО.
Надзор за законностью применения взысканий к осужденным включает: а) изучение полноты и объективности проводимых администрацией исправительного учреждения проверок по фактам нарушения осужденными режима содержания; б) законность признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 3 ст. 116 УПК), применения мер взыскания; в) обоснованность наложения взыскания (подтверждены ли совершенные нарушения и виновность наказанного осужденного соответствующими документами); г) соблюдение администрацией сроков наложения взысканий (ст. 117 УИК); д) требования о неприменении нескольких взысканий за одно нарушение. Наряду с проверкой законности применения мер взыскания прокурор обязан реагировать на факты оставления безнаказанными осужденных, нарушивших порядок отбывания наказания. В соответствии со ст. 33 Закона о прокуратуре прокурор вправе своим постановлением отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона, а лиц, незаконно водворенных в штрафные помещения, немедленно освободить.
Важной обязанностью прокурора является надзор за обеспечением права осужденных обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в государственные органы, общественные объединения и к должностным лицам. При осуществлении проверки прокурору необходимо обратить внимание на организацию учета и регистрации обращений осужденных, приема осужденных по личным вопросам, полноту и объективность рассмотрения руководством учреждения обращений осужденных. Прокуроры проверяют, соблюдаются ли администрацией учреждения требования ч. 2 ст. 91 УИК о запрете на цензуру при переписке осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским Судом по правам человека. Прокурор изучает учет жалоб и заявлений, своевременно ли они направляются адресатам, правильно ли разрешаются, объявляются ли осужденным результаты рассмотрения жалоб. Особого внимания требует проверка сообщений: об унижении человеческого достоинства осужденных; о нарушениях закона при наложении взысканий, применении физической силы, специальных средств, оружия и других мер воздействия; о недозволенных связях работников учреждения с осужденными.
Прокурор обязан проводить проверку и по другим вопросам уголовно-исполнительного законодательства, регулирующим порядок и условия отбывания наказания.
По итогам проверки принимаются исчерпывающие меры по устранению нарушений законов, как правило, непосредственно на месте в ходе проверки. При обнаружении незаконных постановлений начальника учреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденных прокурор незамедлительно отменяет их своим постановлением. В иных случаях, когда для устранения нарушения необходимо время, требования прокурора могут быть облечены в форму представления. В случаях неисполнения требований прокурор ставит вопрос о принятии мер в отношении должностных лиц учреждения перед органом управления, ведающим исполнением наказаний, а при наличии предусмотренных законом оснований решает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении. Если нарушение законности образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор решает вопрос о направлении материалов в следственные органы для проведения процессуальной проверки.
По материалам проверки, когда в деятельности администрации учреждения выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующее представление в адрес руководства территориального органа УИС.
Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления администрации колонии опротестовываются. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о прокуратуре действие опротестованных актов администрацией учреждения приостанавливается.
При выявлении фактов нарушения осужденным установленного порядка отбывания наказания прокурор ставит перед администрацией учреждения вопрос о применении к нему мер взыскания. Характер и размер взыскания определяет начальник учреждения.
Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор в целях предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
Особое место в деятельности прокурора по обеспечению законности в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с лишением свободы, занимает проверка правомерности применения администрациями соответствующих учреждений положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Согласно ст. 3 и 6 названного Закона административный надзор устанавливается судом по инициативе администрации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и было осуждено за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. При этом если лицо было осуждено за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо оттого, являлось ли оно злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст. 273.1 УИК администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по указанным выше основаниям. Согласно ч. 1 ст. 261.7 ГПК предусмотрено участие прокурора в рассмотрении судом такого заявления. Данное обстоятельство обусловливает необходимость предварительной оценки прокурором правомерности инициативы, исходящей от администрации исправительного учреждения, чтобы предотвратить проведение судебного слушание в отсутствие к тому законных оснований. В то же время прокурору необходимо заблаговременно тщательно изучать личностные характеристики лиц, подлежащих освобождению, с целью избежания ситуации, когда в отношении лица, подлежащего в силу закона административному надзору, администрацией исправительного учреждения не будет инициировано заявление в суд.
Проверке со стороны прокурора подлежит и соблюдение администрацией требований ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ: 1) о направлении в течение семи дней после вступления в силу решения суда копии этого решения в орган внутренних дел по избранному освобождающимся лицом месту жительства или пребывания; 2) о вручении освобождающемуся лицу предписания о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждении данного лица об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. Задачи прокуроров в рассматриваемой сфере закреплены в приказе Генпрокурора РФ от 29.04.2013 № 176 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".