Проверка исполнения требований закона об обеспечении в СИЗО режима, изоляции, охраны.
Прокурор должен учитывать, что изоляция, охрана и обеспечение выполнения заключенными под стражу и осужденными ограничений, обусловленных избранной в отношении их мерой пресечения, являются важнейшими функциями администрации СИЗО, которые подчинены задачам обеспечения интересов уголовного судопроизводства. Соблюдение требований о раздельном размещении проверяется при обходе камер посредством опроса содержащихся в них лиц, а также путем изучения и анализа: плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; камерных карточек; личных дел; списков лиц, подлежащих изоляции по указанию следственных органов или суда. Требования изоляции должны обеспечиваться как в камерах учреждения, так и при перемещении по режимной территории, в том числе при посещении бани, медицинской части и пр. Восстанавливая хронологию перемещения того или иного лица по камерам, целесообразно использовать информацию, содержащуюся в камерных карточках и суточных ведомостях учета лиц, доставленных в следственный изолятор.
В ходе проведения проверки прокурор должен учитывать не только положения Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, но и требования, установленные законодательством об ОРД. Нельзя оставлять без внимания факты одиночного содержания в камерах подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В каждом случае прокурору следует устанавливать наличие предусмотренных ст. 32 Закона оснований для этого.
Соблюдение заключенными под стражу и осужденными, содержащимися в СИЗО, ограничений и запретов, установленных законом, зависит прежде всего от состояния их охраны и надзора за ними. ОГЛАВЛЕНИЕ подозреваемых, обвиняемых и осужденных под стражей связано с целым комплексом правовых ограничений для этих лиц, соблюдение которых является важным вопросом, подлежащим изучению в ходе проверки. Прокурор должен оценить степень эффективности выполнения администрацией функции надзора за поведением лиц, содержащихся в СИЗО. Порядок такой деятельности установлен приказом Минюста России от 03.11.2005 № 204 "Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы".
Пристального прокурорского внимания требует деятельность создаваемых при территориальном органе управления УИС отделов специального назначения. Действия сотрудников отделов специального назначения должны основываться на строгом соблюдении закона и осуществляться исключительно в его рамках.
Для определения соответствия режима требованиям закона прокурору следует проанализировать в сравнении с предшествующим аналогичным периодом данные о преступлениях и дисциплинарных проступках лиц, содержащихся под стражей, разобраться в причинах и условиях, им способствовавших, оценить эффективность принимаемых администрацией мер по недопущению преступлений и других антиобщественных проявлений. В этих целях прокурор знакомится с отчетностью о состоянии преступности, дисциплины, материалами служебных проверок о правонарушениях, иными документами. Кроме того, необходимую информацию можно получить в Книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, документах режимного и оперативного отделов, материалах судов чести учреждения и пр.
В ходе проверки следует выяснить, принимаются ли администрацией СИЗО меры по профилактике нарушений режима. В этих целях необходимо проанализировать в сравнении с предшествующим периодом времени распространенность фактов использования заключенными под стражу и осужденными запрещенных предметов, установить, на какой стадии они изымаются (при проникновении или непосредственно на режимной территории), определить распространенность изымаемых предметов в зависимости от их видовых характеристик, условия, способствующие проникновению в СИЗО запрещенных предметов. Прокурор также устанавливает, проводятся ли проверки по фактам обнаружения у арестованных запрещенных предметов: денег, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще- режущих предметов, мобильных телефонов и т.п., перекрываются ли каналы их поступления, составляются ли в отношении лиц, изобличенных в передаче или попытке передачи арестованным запрещенных предметов, протоколы об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 и 28.3 КоАП, инициируется ли в необходимых случаях применение к виновным мер уголовного воздействия. Наряду с этим прокурор проверяет на соответствие требованиям закона и установленным им целям порядок реализации сотрудниками СИЗО административно-юрисдикционных полномочий на территории, прилегающей к СИЗО.
В конечном итоге в ходе проверки на основе собранных материалов прокурор должен установить, соблюдаются ли администрацией СИЗО требования закона в части обеспечения установленного порядка содержания под стражей.
Наряду с этим при проверке следует устанавливать, ведется ли администрацией СИЗО учет изъятых предметов и ценностей, правильно ли определяется их дальнейшая судьба (сдаются на хранение, зачисляются на лицевой счет владельца, уничтожаются и т.д.). Нельзя оставлять без надлежащей реакции факты длительного хранения в кассе учреждения ценностей после того, как их владелец направлен для отбывания наказания или освобожден.
Проверяя соблюдение установленных требований при приеме, учете, регистрации и проверке сообщений о преступлениях в дежурной части СИЗО, прокурор дает оценку состоянию законности в сфере предотвращения и пресечения преступных проявлений. Порядок действий администрации СИЗО при поступлении сообщения о совершении преступления урегулирован ст. 141 и 145 УПК, а также межведомственным приказом от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях". Необходимо установить, по всем ли зарегистрированным сообщениям приняты процессуальные решения в соответствии со ст. 145 УПК.
Выявление укрытых от учета сообщений о совершении преступлений осуществляется путем изучения и сопоставления сведений, содержащихся в книге регистрации сообщений о преступлениях и журнале регистрации информации о происшествиях и в другой служебной документации, в том числе в медицинских картах заключенных под стражу и осужденных, журналах амбулаторного приема больных, регистрации травм и пр. Информация о фактах, содержащих признаки состава преступления, может также находиться в книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, актах о применении физической силы и специальных средств, актах проведения обысков, актах расследования бытовых травм, актах формы Н-1 о расследовании несчастных случаев на производстве, документах судов чести учреждения и пр. Не следует в ходе проверки оставлять без внимания факты вынесения администрацией СИЗО по сообщениям, содержащим признаки преступлений, заключений без принятия решений в соответствии со ст. 144, 145 УПК. Укрытые от учета сообщения о совершении преступлений по требованию прокурора должны быть незамедлительно зарегистрированы в книге регистрации сообщений о преступлениях с дальнейшим проведением проверки в порядке ст. 144, 145 У́ПК.
При анализе преступных посягательств, в частности побегов из- под охраны и надзора, преступлений против представителей администрации, против жизни и здоровья лиц, содержащихся в СИЗО, дезорганизации его деятельности в их причинах следует тщательно разбираться. В обязательном порядке необходимо проверять материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел, определять свое отношение к обоснованности принятых решений. В целях предотвращения или пресечения общественно опасных действий со стороны лиц, содержащихся под стражей, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. Общие требования к применению в местах содержания под стражей этих мер изложены в гл. V Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 и в ст. 43–47 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. К специальным средствам законом отнесены резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, а также служебные собаки.
Оценивая законность применения физической силы или специальных средств, прокурор должен установить не только соответствие закону оснований, но и соблюдение предусмотренных ст. 28 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 условий их применения. Необходимо учитывать, что огнестрельное оружие может применяться в исключительных случаях, предусмотренных ст. 47 указанного Закона. О каждом случае применения оружия администрация СИЗО обязана уведомить прокурора немедленно, а о применении водометов и бронемашин – в течение 24 часов с момента их применения. Начальники СИЗО обязаны, как это предписывает ст. 28 Закона, сообщать прокурору обо всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть заключенных или иных лиц. В интересах максимальной объективности в подобных случаях целесообразно оперативно провести проверку обстоятельств, причин и условий применения с выездом на место.
В случае выявления в ходе проверки признаков состава преступления прокурор направляет по подследственности необходимые материалы для их рассмотрения в порядке ст. 144, 145 УПК. Следует отметить, что проведение администрацией СИЗО оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение, пресечение и выявление преступлений в СИЗО, является составной частью функции по обеспечению установленного порядка содержания под стражей.