Лекция 14. ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ КОНФЛИКТА
R результате изучения данной главы студент должен:
знать
• профессиональные компетенции, которые необходимо выработать у студентов в процессе обучения их социологии конфликта;
• особенности социологии конфликта как учебной дисциплины;
• основные термины и проблемы, связанные с курсом социологии конфликта;
• требования, предъявляемые ГОС к составлению учебной программы но социологии конфликта;
уметь
• планировать учебные занятия но социологии конфликта и смежным учебным дисциплинам (социологии организаций, социологии коммуникаций, социальной психологии и др.);
• выстраивать внутри- и межпредметные связи с курсом социологии конфликта;
• составлять вопросы для проверки и закрепления знаний по социологии конфликта;
• составлять учебно-методический комплекс дисциплины "Социология конфликта";
владеть
• навыками составления УМКД, ФОС и Аннотации к учебной программе по социологии конфликта и смежным дисциплинам;
• методикой проведения учебных занятий по социологии конфликта;
• пониманием значимости анализа конфликтных ситуаций для работы социолога.
Социология конфликта как учебная дисциплина
Социология конфликта относится к вариативной части цикла профессиональных социологических дисциплин. Ключевым понятием данного курса является понятие социального конфликта. Социальный конфликт – это обострение противоречий в отношениях между людьми, преследующими противоположные социально
значимые цели. Участник конфликта стремится добиться своей цели в ущерб интересам другой стороны.
Цель курса – помочь будущему специалисту в области социологии овладеть теорией социального конфликта и общими навыками анализа и управления конфликтом в социальной организации.
Задачи курса
1. Сориентировать студентов в многообразии конфликтов, возможных в социальной организации.
2. Описать методику своевременного обнаружения причин и разрешения организационно-управленческих конфликтов.
3. Ознакомить с наиболее значимыми социологическими исследованиями конфликтов в организациях.
4. Объяснить особенности протекания социальных конфликтов.
5. Дать рекомендации по профилактике, предупреждению, управлению и разрешению конфликтов – в первую очередь внутри организаций.
Требования к результатам освоения дисциплины "Социология конфликта"
Выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), сформировавшимися в процессе изучения социологии конфликта:
• способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
• способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
• умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
• умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
• способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
• способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
Профессиональные компетенции (ПК), формируемые курсом социологии конфликта, это:
в научно-исследовательской деятельности:
• способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
• способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);
в производственно-прикладной деятельности:
• умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем и для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
• способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);
в проектной деятельности:
• способность составлять и представлять проекты научно- исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);
• умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
• способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научноприкладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);
• способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);
в педагогической деятельности:
• способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
• определение социального конфликта и основные классификации видов конфликтов, принятые в социологии;
• основные причины возникновения конфликтов в социальных организациях;
• этапы и особенности развития социальных конфликтов;
• основные правила и способы профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов внутри организаций и между организациями;
уметь
• отличать социальные причины возникновения конфликтов от личностно-психологических;
• распознавать основные факторы, приводящие к конфликтам в организациях;
• давать практические рекомендации по устранению причин, приводящих к внутри- и межорганизационным конфликтам;
• использовать на практике основные правила и методы профилактики, предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов;
владеть
• способностью прогнозировать возникновение и исход некоторых организационных конфликтов;
• способностью использовать социальные интересы людей для профилактики и разрешения внутриорганизационных конфликтов;
• самыми простыми навыками урегулирования организационно-управленческих конфликтов;
• методикой проведения социологического исследования конфликтных ситуаций.